комментарии 1 в закладки

Альбер Камю vs Фатих Сибагатуллин: к разговору о «нищих духом» футбольных болельщиках

erid:

На недавней конференции с читателями в редакции нашей газеты депутат Госдумы Р Ф Фатих Сибагатуллин резко высказался против футбола, его болельщиков, в целом, и против казанского «Рубина», в частности. Казалось бы, сказал и сказал, но проблема в том, что Фатих Саубанович стремится иллюстрировать все свои мысли не цитатами, а сразу книгами. Поэтому, пока он еще не заточил карандаш и не размахнулся еще на одно произведение, объемом сто кубометров чистой древесины, спортивная редакция «БИЗНЕС Online» решила оспорить суждение депутата и писателя.


ОБОРОНА ИЗ УЧЕНЫХ


61695.jpg

Фатих Сибагатуллин


Но сначала сама цитата: «Лет 15 назад, когда я работал в Нурлате, попался мне перевод статьи из американского журнала о происхождении разных видов спорта. И там футбол назвали спортом нищих. Это не английский вид спорта, как принято считать, а он зародился в одной из беднейших стран Латинской Америки, где народ не ходит в церковь, не работает, но просит кушать у государства. И нашелся один мудрый человек, который для усмирения народа решил его занять игрой. Он свалял мяч из шерсти животных и придумал правила игры: две команды играют друг против друга полтора часа, полчаса — на перерыв. Все заняты игрой, никто ничего не требует. Но по завершении игры обязательно возникала драка. И в статье написано, что еще не было в истории футбола, чтобы после игры не было драки. То есть драка изначально „заложена“! И за футбол болеет самый нищий по уму класс».

Чтобы поспорить с Фатихом Саубановичем, мы решили создать своеобразную сборную людей, и духом богатых, и к футболу неравнодушных. Чемпионат мира, опять же неоднозначно намекнул, что надо сказать пару слов в защиту короля спорта.

«БИЗНЕС Online» уже писал, что два датских брата — Нильс и Харальд Боры были футболистами, до того как занялись физикой. Нильс, физик-теоретик и общественный деятель, является одним из создателей современной физики, лауреатом Нобелевской премии (1922 год), членом Датского королевского общества (1917 год) и его президентом с 1939 года. Харальд занимался математикой, был известен своими работами в области теории функций. В плане братьев, кстати, Сибагатуллин прав. Нильс был футболистом послабее, зато в научной деятельности добился большего, чем брат Харальд — олимпийский чемпион по футболу. Нильс Бор стал бы вратарём, а Харальд — полузащитником нашей виртуальной команды. Защиту мы бы сформировали из актеров и музыкантов. Причем, музыкантов такого плана — композитор, исполнитель, певец.

Композитор Дмитрий Шостакович в детстве интересовался футболом куда больше музыки. Так как спортсмен из него не получался, то Шостакович окончил курсы футбольных судей. Правда, в основной части своей карьеры, музыкальной, он с футболом почти не соприкасался, разве что написал музыку к хореографическому номеру «Футбол» в исполнении ансамбля песни и пляски НКВД. Всемирно известный пианист Денис Мацуев — «мясной», как иначе называют фанатов «Спартака». Как он сам объяснял, уроженцу Иркутска любовь к «Спартаку» привила… бабушка Вера Альбертовна. Наконец, Зураб Соткилава, оперный певец, которому сам Бог велел быть футбольным болельщиком, хотя бы потому, что на оперную сцену он попал, поиграв за тбилисское «Динамо».


ЗА «ЗЕНИТ» БОЛЕЛИ… ЛЕНИН, ПОНТИЙ ПИЛАТ И ДИКИЙ КОТ МАТВЕЙ


В дополнении к трио музыкантов хотелось бы вспомнить об артистах театра и кино. Казалось бы, на поверхности те, кто может служить примером — Артур Смольянинов или Михаил Боярский. Но, в отношение, фаната «Спартака», не факт, что пример будет веским для Фатиха Саубановича. А уж поклонник «Зенита», «запятнавший» себя ролью Дикого кота Матвея в кинофильме «Новогодние приключения Маши и Вити», и Волка в музыкальной сказке «Мама», на 100% не убедит нашего героя. В то время, как пример Олега Табакова убедит. Во-первых, это не просто актер, а еще и руководитель МХТ им. А. П. Чехова. Во-вторых, он тоже озвучил кота, но какого! Его Матроскин — это же кладезь мудрости. Когда молчит, он — кот, а как откроет рот — философ, каких поискать.

Поучителен и пример Кирилла Лаврова, еще одного поклонника «Зенита». Но не нынешнего, раблезианского, питерского. А предыдущего, плебейского, ленинградского. Про Лаврова, уважаемого в актерской среде экранизацией образов от Ленина до Понтия Пилата, говорили, что он наизусть знал составы команд не только высшей, но даже первой лиги чемпионата СССР. Одним словом, пока мы обращаемся к примерам людей достойных, солидных, никак не относящихся к «нищему по уму классу».


УЧЕНЫЙ И «СОВЫ» В СРЕДНЕЙ ЛИНИИ


Покажи мне твою полузащиту, и я пойму, какая у тебя команда, — говорят футбольные специалисты. Наша полузащита на половину «хрустальная», на четверть «бриллиантовая». Две «Хрустальные совы» из телепрограммы «Что? Где? Когда?» Ровшан Аскеров, Михаил Мун и «Бриллиантовая сова» того же клуба- Борис Левин. Отношение к футболу самое прямое. Все — футбольные журналисты. Левин работает в газете «Спорт-экспресс». Аскеров поработал в «Сэксе», потом на НТВ-Плюс. Мун ведет на «Радио «Зенит» программу «Футбольное обострение». Тут вообще по части ума и эрудиции не придерешься.

Наконец, на острие атаки нашей виртуальной сборной значится ученый, математик, экономист, академик АН СССР, доктор экономических наук Станислав Шаталин. Помимо этого, он еще был почетным президентом ФК «Спартак» и его страстным поклонником. «Он взял меня на работу в Академию наук, я у него работал в лаборатории, — вспоминал про Шаталина „некий“ Пётр Авен. — Я с ним на футбол ходил, я тоже болельщик „Спартака“. Из его многочисленных учеников я был единственный столь же яростный болельщик, как он, поэтому на футбол ходил с ним именно я». Так сказал некогда министр внешних экономических связей РФ, сейчас входящий в число 200 богатейших людей России. Именно по последней причине мы не включили его в состав нашей виртуальной сборной, чтобы не возникло подозрений в честности комплектования состава.


В ЗАПАСНЫХ ПО ДВА МИНИСТРА И ПИСАТЕЛЯ


В запасе нашей виртуальной команды мы бы оставили Дамира Бикбова, который, покинув профессиональный спорт, последовательно работал в должности первого заместителя председателя Госкомитета РТ по управлению госимуществом, был председателем республиканского госкомитета по приватизации, потом министром экономики Республики Татарстан.

На виртуальной скамеечке у нас Сергей Степашин — экс-председатель правительства России и председатель Счетной палаты, болеющий сразу за две команды. Как бывший житель Ленинграда — за «Зенит», и как бывший министр внутренних дел — за «Динамо».

Наконец, в запасе у нас будут отсиживаться два писателя. Первый — Лев Кассиль, переживавший, как и многие деятели культуры, за московский «Спартак».Конечно, его пример может быть непоказательным для Фатиха Саубановича. Все-таки, Кассиль написал две вещицы — «Пекины бутсы» и «Вратарь республики», которые меркнут по сравнению с Сибагатуллинским произведениями. Более того, Кассиль тянулся к миру футбола, а к Сибагатулину самому тянутся, как к властителю дум, мастеру печатного, и не только, слова.

И запасной голкипер нашей сборной некий Альбер Камю. В отличие от еще одного легионера на этой позиции в нашей виртуальной команде Нильса Бора, Камю до профессиональной команды не доигрался, закончив в 17 лет на уровне вратаря студенческой сборной французского Алжира. Иными словами, проводись тогда Универсиада, Камю защищал бы на ней цвета сборной Алжира. Но туберкулез заставил прекратить занятия спортом, и выходец из «нищего по уму класса» увлекся экзистенциализмом, абсурдизмом, стал пописывать, и в 1957 году, когда маленькому Фатиху исполнилось семь лет, Камю был удостоен Нобелевской премии по литературе.

P. S. Смысл этого материала в том, что читать американские (!) журналы о происхождении чуждого им футбола (соккера), это все равно, что штудировать татарские издания, пишущие о бейсболе, и делать по статьям из них глубокомысленные выводы.

Джаудат Абдуллин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх