Сесар Навас: «Я лукавил, когда говорил, что не хочу вернуться в Испанию»
Защитник «Рубина» Сесар Навас играет в «Рубине» уже 4,5 года. В интервью «БИЗНЕС Online» испанец, у которого три месяца назад родился сын, признался, что не против вместе с семьей вернуться на родину. Но сделать это футболист, скорее всего, сможет только летом 2014 года, по истечении контракта с «Рубином» — казанский клуб вряд ли захочет досрочно расстаться с основным центральным защитником, да и сам игрок слабо верит, что в свои 33 года получит предложение из Европы.
«Я УЖЕ СТАР ДЛЯ ЧЕМПИОНАТА ИСПАНИИ»
— Сесар, вы уже больше четырех лет в Казани и довольно неплохо говорите по-русски…
— Нет-нет. Сейчас у меня очень плохо с русским. Это сложный язык. Давайте на испанском.
— А на каком языке разговаривает оборона «Рубина», учитывая то, что в стартовом составе стабильно играют три испаноговорящих защитника: Сесар Навас, Иван Маркано и Кристиан Ансалди?
— На поле мы говорим на русском, а за полем — на родном, испанском.
— В каждой команде есть защитник, который руководит обороной. В «Рубине» эту роль исполняете вы?
— Это все совокупно. Потому что в линии обороны четыре игрока, и все между собой взаимодействуют.
— В одном из предыдущих интервью вы говорили, что пока не хотите переезжать в Испанию, в России все нравится. По-прежнему такого мнения?
— Если честно, мои ответы всегда звучат по настроению. В тот момент было такое настроение, наверное, не хотелось уезжать. Но в целом не сказать, что это правда. Естественно, там, в Испании, мои родители, родственники, друзья. Поэтому я слукавлю, если скажу, что не хочу туда вернуться.
— Готовы переехать в чемпионат Испании, если поступит соответствующее предложение?
— К сожалению, я уже старый для этого.
— Этот ответ означает, что собираетесь завершать карьеру в «Рубине»?
— Может быть. Другого выхода у меня нет (смеется — авт.).
«НАДО БЫТЬ СУМАСШЕДШИМ, ЧТОБЫ БЫТЬ ТРЕНЕРОМ»
— В «Рубине» много испанских тренеров. Возможен ли такой вариант, что вы останетесь работать в системе клуба? В качестве тренера, а может быть, кого-то еще.
— Пока серьезно не задумывался над этим вопросом. Но, скорее всего, я не останусь в сфере футбола.
— Тренер, менеджер, агент — это все не ваше?
— Надо быть сумасшедшим, чтобы быть тренером.
— Какие планы после окончания карьеры?
— Пока могу сказать только то, что по завершении карьеры планирую год попутешествовать с семьей. Отдохну, соберусь с мыслями — у меня будет достаточно времени, чтобы обдумать свое будущее, решить, что предпринимать в плане работы.
— Какие края хотите посетить? Может быть, есть любимые места?
— Мне всегда нравилось познавать новые культуры. Куда бы мы не поехали, будет интересно.
— А что вы знаете о России? Что будете рассказывать о нашей стране, когда вернетесь на родину? Какие у вас ассоциации? Медведи, водка?
— Могу сказать, что жизнь здесь протекает, как и в любой другой стране. Люди так же работают, отдыхают по выходным. В целом можно сказать, что жизнь одинаково протекает и здесь, и там. Но есть разница в климате. Если в Испании, благодаря климатическим условиям, можно делать что-то одно, то в России, к сожалению, уже нельзя. И наоборот.
«БЫЛА ОШИБКА В ОБОРОНЕ, КОГДА „АНЖИ“ ЗАБИВАЛ ВТОРОЙ ГОЛ»
— Сесар, в позапрошлом туре «Рубин» потерпел обидное поражение от «Анжи». Если б не два этих гола в концовке, были бы третьими. Что произошло? Как пропустили два гола за три минуты?
— Надо сказать, что «Анжи» все-таки имел преимущество на протяжении всей игры. Они победили, наверное, потому, что атаковали весь матч и в конце смогли забить. «Анжи» своими атаками, своими выпадами заслужил победу.
— Кого можно выделить по той игре? Виллиан просто разрывал рубиновскую оборону, как показалось…
— Я бы не выделил никого. В составе «Анжи» — высококвалифицированные игроки, и любой из них мог бы решить исход встречи, поэтому выделять Виллиана или кого-то еще нет смысла.
— Ласина Траоре в том эпизоде со вторым голом как-то так легко обошел вас. Можно было избежать той ошибки? Что оборона сделала не так?
— В каждом голе есть правильное взаимодействие соперника, и есть недоработка или ошибка обороны. Поэтому не стоит отпираться, что была ошибка в обороне.
— Много критических стрел после матча с «Анжи» было направлено во вратаря Сергея Рыжикова. Как считаете, оправданно?
— Не согласен с критиками. Команда — 11 игроков на поле. Если мы забиваем гол, значит, это заслуга всех без исключения, общий успех. Соответственно, если пропускаем, значит, ошибка всей команды.
«С ДЕТСТВА ХОТЕЛ БЫТЬ ТОРЕРО, НО Я СЛИШКОМ ВЫСОКИЙ ДЛЯ ЭТОГО»
— Во время матча с «Атлетико» у вас родился сын Лука. Ваш день рождения — 14 февраля, сына — 15 февраля. Как так подгадали удачно?
— Мы хотели, чтобы он родится именно в этот день. 9 месяцев назад мы запланировали, и почти получилось (смеется — авт.). Он может показывать рукой «привет-пока», больше ничего не умеет.
— Сын будет заниматься футболом? Или такой мечты нет?
— Пусть занимается тем, чем захочет. Может быть, он будет тореро.
— Вы это говорите с такой гордостью. Вы любитель корриды?
— С детства хотел быть тореро, но, рост не позволил — я слишком высокий для этого. Потом уже мечтал стать футболистом.
«РЕАЛ» С ФИГУ И ЗИДАНОМ БЫЛ ЗНАЧИТЕЛЬНО СИЛЬНЕЕ НЫНЕШНЕГО"
— Вы — воспитанник знаменитой школы мадридского «Реала». Как там выстроена детско-юношеская система подготовки? Сильно отличается от казанской модели?
— Быть в «Реал Мадриде» с раннего возраста — большое счастье. Я оказался там в 15 лет, ушел, когда мне было 23. И могу сказать, что это прекрасно, это ощущения, которые сложно передать — осознавать себя частичкой большого клуба, когда ты с детства об этом мечтал. То обучение, которое проходят воспитанники школы «Реал Мадрида», соответствует уровню клуба, хотя многие понимают, что вырасти до уровня основного состава будет очень сложно. Первая команда «Реала» — это далекая высота, там играют большие мастера, большие звезды. Ты понимаешь, что только единицы дойдут до основного состава. Но в целом то воспитание, дух победителя, который прививали нам, бесценны.
— Почему все-таки не удалось закрепиться в «Реал Мадриде»? Совсем не было шансов попасть в основную команду?
— Наверное, дело в мастерстве. Но не только в нем, не только во мне. Дело еще и в самой системе «Реал Мадрида». Как я уже сказал, в первую команду попадают лучшие игроки мира.
— На ваш взгляд, какой вариант «Реала» сильнее — образца начала нулевых с Луишем Фигу, Зинедином Зиданом, или нынешний, с Криштиану Роналду?
— Тот «Реал» был значительно сильнее, конечно. В одной команде там удалось собрать восемь игроков, которые были лучшими в мире.
«ФЕРНАНДО ЙЕРРО ВСЕГДА БЫЛ ДЛЯ МЕНЯ ПРИМЕРОМ»
— Кто из центральных защитников для вас — эталон?
— Фернандо Йерро всегда был для меня примером. Я имел счастье быть с ним знакомым и успел поиграть в одной команде.
— Настоящая легенда! Что вы можете сказать об этом игроке, как о личности? Общаетесь ли с ним до сих пор?
— На футбольном поле они легенды, большие игроки, но в обыденной жизни это простые люди — такие же, как мы. Конечно, у каждого из них свой характер, свое видение жизни, футбола. Йерро много дал мне.
— А именно в плане навыков защитника?
— Он отличный защитник. Может быть, ему не хватало скорости, но во всем остальном он был лучшим — в тактике, напоре, лидерстве.
— Наблюдая за вами с трибуны, нельзя не отметить, что «холодная голова» — ваш козырь. Это качество тоже досталось от Йерро?
— Хладнокровие — очень важное качество для защитника, особенно для центрального, для которого цена ошибки очень высока. Но это, скорее, мой характер.
«ДО СИХ ПОР СТЫДНО ЗА УДАР ЯКУБКО»
— В прошлом году у вас была дисквалификация — после истории с Мартином Якубко. Что это было? Порыв эмоций?
— Получилось очень некрасиво. В какой-то степени мне даже стыдно, потому что, в первую очередь, я находился в цветах клуба «Рубин». Поступил неправильно по отношению к коллеге, который зарабатывает тем же, что и я. И потом, все это было перед зрителями. Я очень сожалею.
— Время дисквалификации было для вас не самым простым… Вы говорите, что вы — человек настроения. Бывают моменты, кода хочется все бросить и уехать?
— Естественно, тот период был сложным для меня в психологическом плане. Но сейчас я себя чувствую очень комфортно. В Казани и в «Рубине» есть все необходимое. Перед приездом я думал, что будет хуже, оказалось все намного приятнее и удобнее.
— Как проходит здесь ваше свободное время?
— Его я стараюсь проводить с семьей. Отдыхаю, восстанавливаюсь, выхожу прогуляться, хожу в ресторан. Часто собираемся с ребятами.
— Чаще — с испаноговорящими партнерами?
— Да, с ними. Так удобнее.
«ПОБЕДА В ЧЕМПИОНАТЕ РОССИИ — ГЛАВНЫЙ ТИТУЛ В МОЕЙ КАРЬЕРЕ»
— Помните ли вы свой дебют в «Рубине»? Это был матч за Суперкубок с ЦСКА в марте 2009 года…
— Конечно! На тот момент я всего три-четыре дня был в клубе. Конечно, было очень обидно проиграть и потерять первый титул.
— Вы пришли в «Рубин» в 2009 году и сразу стали чемпионом. Согласны с тем, что тот состав «Рубина» был сильнейшим в истории клуба?
— Безусловно, быть в том составе, который стал чемпионом России, это большое счастье. После завершения карьеры, естественно я буду вспоминать то чемпионство. Стать чемпионом России это все-таки не просто так, это огромная радость.
— Можно сказать, что это самый важный титул в вашей футбольной карьере?
— Да, самый важный.
— В том составе кумиром тысяч казанцев, настоящим лидером был Алехандро Домингес. Каким вы его запомнили? Способен он сейчас усилить «Рубин»?
— Да, могу сказать, что Домингес действительно волевой игрок, игрок, который сам может решить исход матча. Очень обидно, что он принял тогда решение уехать.
— «Рубин» предпринимает попытки его вернуть. Вы будете рады, если он вернется?
— Мы на это надеемся.
— Что вы думаете о молодом защитнике Соломоне Кверквелия? Сильный сменщик растет?
— Впечатления от Соломона очень хорошие. Он еще молод, но потенциал в нем есть. Если он находится в основном составе, значит, он заслуживает этого. Матчи, в которых он играл, он провел на уровне.
z=z=z
Справка
Сесар Гонсалес Навас. Родился 14 февраля 1980 года в Мадриде. Центральный защитник клуба «Рубин». Вице-капитан.
«Реал Мадрид» Б (1999 — 2003), «Малага» Б (2003 — 2004), «Малага» (2004 — 2007), «Химнастик» (2007), «Расинг» «Сантандер» (2007 — 2009), «Рубин» (с 2009 года). Выступал за сборные Испании U-17 и U-18.
Чемпион России (2009), бронзовый призёр чемпионата России (2010), двукратный обладатель Суперкубка России (2010, 2012), обладатель Кубка России (2012).
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 17
Из Юдино в сборную СССР: история Виктора Колотова, которого уважал Лобановский 2
Тренер-аналитик «Динамо-ЛО» стал уличным музыкантом, прошёл курсы пармастера и воспитывает четырёх детей 8
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Год Овечкина: хет-трик «Вегасу», тяжелейшая травма в карьере, безумная форма в 39 лет 1
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 17
Тренер-аналитик «Динамо-ЛО» стал уличным музыкантом, прошёл курсы пармастера и воспитывает четырёх детей 8
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Новогодний подарок от «Ак Барса» и «Авангарда»: две драки, огненный Якупов и казус года с телефоном Дыняка 2
Из Юдино в сборную СССР: история Виктора Колотова, которого уважал Лобановский 2