Сергей Золотов: "Местные ребята играют еще за своих друзей, близких, родных, свой город - эти вещи значат гораздо больше, ч
Сергей Золотов был любимцем публики во всех командах, куда его забрасывала богатая игровая биография: обаятельный в жизни, изящный на льду, забивной нападающи. Разве этого мало? Но судьба распорядилась так, что воспитанник СК им. Урицкого во взрослый хоккей начал играть не дома, а в Москве за «Крылья Советов», увы, уже почившие в бозе. Однако именно в родном «Ак Барсе» этот юркий форвард стал чемпионом России 1998 года. А чуть позднее тройка Дмитрий Квартальнов — Павел Дацюк — Сергей Золотов влюбила в себя всех без исключения поклонников «Ак Барса». Центрфорвард этого уникального сочетания Дацюк и правый крайний Квартальнов в этом сезоне уже были гостями читателей «БИЗНЕС Оnline», теперь пришел черед узнать, как живет и чем дышит в Москве Золотов. Читайте и узнаете, почему из него не получился тренер, с кем из нынешних звезд «Ак Барса» Золотов играл еще в «Крыльях Советов» в прошлом веке, кто из его наставников выражался «краше» всего и кто из действующих игроков казанского клуба является клиентом хоккейного агента Золотова…
Но до начала нашей беседы приведу одну цитату, ее автор директор «Нефтехимика» Рафик Якубов, в прошлом защитник «Ак Барса», чемпион России 1998 года: «Серега забьет, так это не гол, а шедевр. Шайбу забросит, словно картину нарисует. Сережа невысок ростом, но очень юркий, прекрасно видит поле, настоящий технарь. Я играл с ним на одном краю и считаю, что мне повезло: находиться вместе с Золотовым на площадке — одно удовольствие. Всегда в движении, постоянно старается открыться, а в случае чего и в защите мне поможет».
ГАБАРИТАМИ НЕ ВЫШЕЛ…
— Я хорошо помню, как в команде тебя звали Сеней, догадываюсь, почему и все же спрошу, когда и как приклеилось к тебе такое прозвище героя бессмертного творения Леонида Гайдая?
— Еще в «Крыльях Советов» меня так стали называть, благодаря нашему защитнику Дмитрию Миронову. В тот момент у меня была сломана рука — производственная травма в игре. Ходил в гипсе, рука на перевязи, вот Дима меня и назвал Сеней, как героя Юрия Никулина, с тех пор во всех командах это прозвище ко мне пристало…
— И как же ты рискнул в 17 лет сразу после школы уехать в Москву, не успев толком (всего пять матчей в сезоне 1987−88, — ред.) попробовать свои силы в СК им. Урицкого?
— В моем переезде большую роль сыграли два знаменитых игрока СК им. Урицкого, немало поигравшие в «Крыльях Советов» — Геннадий Маслов и Сергей Котов. При их поддержке и отправился в Москву…
— Не жалеешь о своем юношеском выборе?
— Да, ни на миг ни разу не пожалел, ведь уже в том же 1988 году я попал в основной состав «Крыльев Советов», выступавших в высшей лиге чемпионата СССР, куда СК. им. Урицкого пробился через год.
— С Котовым ты вместе простился с «Крыльями», уехав на заработки в Австрию в 1996 году, в компании Дмитрия Гоголева и Игоря Иванова?
— Так и было. В «Крыльях» денег не было в принципе. Точнее, очень мало, семью нужно было кормить, а в Клагенфурте условия были очень хорошие, особенно на фоне наших лихих 90-х годов. Вот наставник «Крылышек» Игорь Дмитриев и направил нас в Австрию, где когда-то сам заканчивал игровую биографию и начинал тренерскую. Поэтому у Игоря Ефимовича остались хорошие связи в Клагенфурте. А потом пару месяцев поиграли в Словении, в Бледе. Это город с красивейшим озером в одном из самых живописных курортных мест этой страны. Альпы, природа просто шикарная. Проехали на машине из Австрии 50 километров, и мы уже были в Словении.
— Когда тебе стукнуло 20 лет тебя задрафтовал клуб НХЛ «Калгари Флеймз», под номером 217. Воспитанник тольяттинской «Лады», твой ровесник Алексей Ковалев стал по выбору «Нью-Йорк Рейнджерс» номером 15-м, и до сих пор в строю, нынче во «Флорида Пантерз». Так что ты стал первым воспитанником казанского хоккея, задрафтованым клубом НХЛ, пускай на тот момент и выступал за «Крылья Советов». Почему не рискнул попробовать счастья за океаном?
— Меня задрафтовали сразу после молодежного чемпионата мира 1991 года, где я стал серебряным призером. Но я не поехал в НХЛ, не было такого желания. Если честно, то у меня были не те габариты, какие нужны для той лиги. Было бы во мне 190 — 200 сантиметров роста, весил бы под 100 килограммов, то, может быть, поехал бы, почему нет. Одной комплекции со мной Андрей Хомутов и Вячеслав Быков тоже отказались от многочисленных приглашений из НХЛ, уехав в Швейцарию… Я реально смотрел на вещи.
— Значит, «Крылья Советов» навсегда остались в твоем сердце?
— Конечно, 307 игр за эту команду сыграл, 87 шайб+74 передачи. Недавно с удовольствием принял участие в торжествах по случаю 65-летия клуба «Крылья Советов». Поиграл снова с Алексеем Морозовым — мы с ним играли в «Крылышках» в 1993 — 95 годах. Жаль, в «Ак Барсе» не встретились, когда я вернулся в Казань, Леха еще был в НХЛ, в «Питтсбург Пингвинз». Много наших приехало, беседовали, общались, было очень приятно.
— Форварда «Крыльев Советов» Золотова домой в Казани не звали поиграть?
— Да нет, это я сам сразу после Клагенфурта и Бледа приехал домой. Встретился с тогдашним начальником «Ак Барса» Виктором Левицким, обсудили все детали, так я вернулся в родную команду.
— Согласен с теми, кто считает Левицкого одним из самых авторитетных менеджеров российского хоккея в последние четверть века?
— Я теперь, уже в роли хоккейного агента часто с ним созваниваюсь, регулярно общаемся по работе. Да, в свое время Виктор Борисович приложил массу усилий для создания чемпионской команды 1998 года, состоявшей, в большинстве своем, из казанских ребят. Поэтому его по праву можно назвать одним из самых сильных менеджеров нашего хоккея конца прошлого-начала нынешнего веков. Правда, сейчас Левицкому 65 лет, жизнь другая, хоккей другой, и все равно он в курсе всех дел, все у него под контролем, очень переживает за свою команду «Торпедо» (Нижний Новгород), где работает генеральным менеджером — пролетели они мимо плей-офф. Не кто иной, как Левицкий после полугодовых переговоров вернул в Россию Морозова, а потом и Илью Ковальчука. Это ли не показатель его квалификации?
— Главную роль в твоей игровой карьере сыграли два очень разных тренера — в «Крыльях Советов» это был Игорь Дмитриев, в «Ак Барсе» — Юрий Моисеев. Обоих, увы, уже нет с нами, но сделали и добились они со своими командами очень многого…
— Да, очень непохожие друг на друга тренеры, разные по характеру, по тренерскому складу, но роднит их одно — успех. Я им очень благодарен. Вот только не надо думать, что чисто внешне мягкий, интеллигентный Дмитриев был таким же и в раздевалке, как это могло показаться с первого взгляда. Игорь Ефимович в раздевалке устраивал такие жесткие разборы полетов, что мало не покажется… Но на людях, да, всегда спокойный и доброжелательный, в деле же было иначе. Больше скажу, невозможно добиться успеха мягкому и деликатному в общении с игроками тренеру. Таких тренеров в принципе не бывает, работа такая — с нашим менталитетом играть в демократию в хоккее чревато отсутствием успеха — ничего не получится. Если ты тренер, то должен быть жестким и адекватным, в противном случае можно работать только вторым или третьим тренером, то есть, помощником, но никак не главным, отвечающим за результат. Вот Моисеев был в этом плане образцом, как скажет, и всем все понятно…
УНИКАЛЬНАЯ КОМАНДА
— «Ак Барс» образца 1997/98 годов был редким образцом команды, чей состав в массе своей был чисто казанским, 90 процентов ребят были воспитанниками клуба, как и ты. Доводилось видеть такую команду еще где-нибудь?
— Нет, никогда. Хотя поиграл достаточно — с 1988 по 2008-й. Почти 20 полных лет. Две трети команды были собственными воспитанниками, практически одного возраста — 1970−72 годов рождения. Значит, так здорово работала клубная школа в те времена. Каждый год два-три молодых игрока безболезненно вливались в состав первой команды! Алмаз Гарифуллин, мой ровесник, еще в 1987 году попал в основу! Так со временем и создалась чемпионская команда, получился сплав опыта и молодости. Все сложилось, и получилось «золото» чемпионата России! Повторюсь, на моей памяти таких команд больше не было. Все профессионалы играют за деньги, за имя, за репутацию. Всё так, но местные ребята играют еще за своих друзей, близких, родных, свой город — эти вещи значат гораздо больше, чем сумма в контракте…
— В том же 1998 году на большие в несколько раз, чем у вас, чемпионов контракты, в «Ак Барс» приехали из Европы, Северной Америки именитые профи, вроде Андрея Трефилова, Евгения Давыдова, Сергея Баутина, Виталия Прохорова. В итоге все закончилось проигрышем 0 — 3 в серии за «бронзу» с ярославским «Торпедо»…
— Да, с горки все у нас поехало. Приехали люди, которые все развалили. А после того сезона многих казанских уже и попросили из родной команды, но это уже другая история… А с ребятами из чемпионской команды 1998 года мы постоянно на связи: с Алмазом Гарифулиным, он и в Москве частый гость, вместе катаемся; созваниваюсь с тренерами основы и молодежного состава «Нефтехимика» Дмитрием Балминым и Айратом Кадейкиным; главным тренером «Ариады-Акпарс» Ильнуром Гизатуллиным, Ринатом Касьяновым, Эдуардом Кудерметовым — оба сейчас больше не о хоккее думают, а о… большом теннисе, в который с успехом играют их дочери! У Кудерметова дочка в свои 15 лет подает большие надежды. Он один бы точно не справился, спасибо Юрию Николаеву — хоккейному агенту, он здорово Эдику помогает в этом деле.
— Думаю, не ошибусь, если констатирую — наигрался ты в хоккей досыта за 20 лет?
— Да, в большой хоккей наигрался. Реализовал себя, стал чемпионом России, серебряным, бронзовым призером, поиграл за сборную страны. Сейчас катаюсь только сам для себя, исключительно в удовольствие. В приличной, замечу, компании бывших хоккеистов — Сергея Федорова, Александра Чербаева, Сергея Вышедкевича, Александра Ждана, мы все в свое время изрядно поиграли, вот сейчас пришло время просто погонять шайбу.
— Можешь объяснить, почему не пошло у тебя на тренерской стезе? С твоим то опытом — помощник, главный тренер молодежной команды ХК МВД («Динамо»), «Шерифа». Всего два с небольшим года тренировал?
— Мой пример типичен для нашей страны — если за тобой никто не стоит, то у тебя ничего не получится, тебя никто не поддержит. Я подумал и понял, что это не мое, нет во мне достаточно жесткости, чтобы стать классным тренером. Поэтому в прошлом году и переквалифицировался в хоккейные агенты.
ДРУГИЕ ЛЮДИ, ДРУГОЙ ХОККЕЙ…
— Ты был игроком, был тренером, сейчас агент, на хоккей стал по-другому смотреть?
— Так сейчас все другое — страна, люди, хоккей, отсюда и менталитет у игроков другой, они зарабатывают совсем другие деньги, чем в наше время. В «Крыльях Советов» бывало, по два-три месяца нам ни копейки не платили, и ничего, играли. Сейчас, знаю, случись задержка по зарплате в одну неделю, так игроки тут же звонят своему руководству, безобразие, что это такое! Где наши деньги? Другие люди… Другое поколение. Все построено на финансовых отношениях.
— С чьей помощью стал агентом?
— Юрия Николаева, он работает с Морозовым и Данисом Зариповым, я очень ему благодарен за помощь, за профессиональные советы. Николаев всегда подскажет, куда, кому и когда именно, во сколько нужно звонить в каждом конкретном случае. Так что сейчас мне приходится ездить не меньше, чем в бытность игроком. На сборы, на турниры, чемпионаты, контрольные игры. Вот и в Казани теперь в новой роли традиционно приезжаю в августе на Мемориал Моисеева для молодежных команд. Работа интересная, постоянное общение. И главное, я снова при любимом хоккее. И эта работа приносит мне удовольствие, помогает, зарабатывать, наконец.
— У тебя есть клиенты в составе «Ак Барса»?
— Да, но это лишь молодые ребята 1993 года рождения: нападающие Володя Ткачев, Данил Файзуллин — игроки молодежной сборной России, оба сейчас проходят боевую обкатку в альметьевском «Нефтянике». Такая практика среди взрослых мужиков поможет ребятам затем пробиться в основной состав родной команды. Это старая практика, когда казанские игроки отправляются на стажировку в Альметьевск, Так было и Сергеем Абрамовым — нынешним тренером «Ак Барса» по работе с вратарями…
Справка.
Сергей Золотов. Родился 27 января 1971 года в Казани. Нападающий. Мастер спорта международного класса. Выступал за СК им. Урицкого — «Ак Барс» (Казань), «Крылья Советов» (Москва), «Кристалл» (Электросталь), «Клагенфурт Атлетик Клаб» (Клагенфурт, Австрия), «Блед» (Блед, Словения), ЦСКА (Москва), «Сибирь» (Новосибирск), «Северсталь» (Череповец), «Витязь», «Дмитров» (Московская обл.). Чемпион России 1997/98 гг. Серебряный призер чемпионатов России 1999/00 и 2001/02 гг. Бронзовый призер чемпионатов СССР 1989 и 1991 гг. и чемпионата России 1993 г. Серебряный призер чемпионата мира среди молодежи 1991 г. Чемпион Европы среди юниоров 1988 г. Играл за сборную России в1992/93, 1998/99 гг. и 2001 году на различных этапах евротура. Всего в чемпионатах страны провел 686 матчей, в которых набрал 352 (186+166) очков. Тренер, главный тренер «Шерифа» (Балашиха). Хоккейный агент с 2012 года.
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 9
63 минуты штрафа, Лукоянов на трибуне и подколы «Ак Барса». Казанцы забрали второе «зелёное дерби» подряд 1
«Зелёное дерби» только из своих воспитанников: братья Свечниковы – в «Ак Барсе», Василевский – в «Салавате» 0
«Не понимаю, что происходит с Хмелевским». Батрак – о «зелёном дерби» 0
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 9
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Помните Дениса Макарова? Ярко начал в «Динамо», а теперь полирует скамейку запасных 4
«Салават» похоронил себя удалениями в «зелёном дерби». «Ак Барс» получал по лицу клюшками и разгромил Уфу большинством 3