«Барсы» заходят на территорию «волков»: как поделят хоккейный Нижнекамск?
Драма между «Нефтехимиком» и «Ак Барсом» из-за нового дворца.
На этой неделе в хоккее Татарстана произойдёт хотя и негромкое, но принципиально важное событие. В Нижнекамске откроется «ТАНЕКО Арена», и вместе с этим в спортивную жизнь города впервые зайдёт «Татнефть» вместе с «Ак Барсом». Теперь «Нефтехимику» будет сложнее «прятать» нижнекамские таланты от татарстанского хоккея.
Как новый объект меняет правила игры в третьем городе республики – разобрался «БИЗНЕС Online».
Работников «ТАНЕКО» не жаловали на объектах «Нефтехимика»
Как известно, Татарстан – один из лидеров среди регионов России по количеству ледовых дворцов: их в республике 54. Большую часть из них построила «Татнефть». Сегодня у нефтяной компании есть присутствие во всех крупных городах РТ за исключением Нижнекамска. В столице татарстанской нефтехимии и третьего города по населению (241 тыс. человек) есть две площадки – большой ледовый дворец, где играет «Нефтехимик», и малый, где тренируется местная школа. Оба комплекса построил «Нижнекамскнефтехим», спонсирующий также все клубы и школы. Соответственно, предприятие контролировал всю хоккейную инфраструктуру города.
Ситуация поменяется в ближайшую пятницу. По нашей информации, на этот день в Нижнекамске запланировано открытие нового ледового дворца «ТАНЕКО Арена». Назван он в честь завода, построенного «Татнефтью» в Нижнекамске. Это первый со времён позднего СССР нефтеперерабатывающий завод в России, возведённый с нуля. На нём трудятся порядка 4400 человек, и они стали главной мотивацией «Татнефти» в возведении ледового комплекса.
Как передают наши собеседники, когда дети сотрудников «ТАНЕКО» стали заниматься в Нижнекамске хоккеем, быстро стало заметно, что в городе присутствует разделение на «своих» и «чужих». Жалобы на этот счёт дошли до руководства «Татнефти», и тогда было принято решение строить собственный дворец. Делить там кого-либо по корпоративному признаку не собираются. Кто хочет заниматься – занимается наравне со всеми.
Впервые о планах на ледовый дворец «Татнефть» объявила в декабре 2020 года. В январе 2023-го публике показали эскизы (на фото ниже), параметры объекта (коробка 60 на 26 метров, четыре раздевалки, тренажерный зал) и сообщили о сроке сдачи (декабрь 2023 года – в него строители уложились). Всего в проект «Татнефть» вложила 600 млн рублей.
«Нефтехимик» повысил зарплаты тренерам из-за «Ак Барса»
Как к новому дворцу отнеслись в Нижнекамске? Казалось бы, всё должны быть только рады: чем больше льда, тем лучше для всех, тем более речь идёт о «Татнефти» с её большими традициями в детском хоккее. Но на деле всё не совсем так.
На «ТАНЕКО Арена» разместится нижнекамский филиал Академии хоккея «Ак Барс». Она поддерживает ведущие хоккейные школы Татарстана. Прямо сейчас под её крылом находятся «Ак Барс», «Динамо» и «Нефтяник». Школы получают от академии экипировку, сборы, дополнительный лёд, методическое сопровождение и другие бонусы. Весь этот мощный набор ждёт и нижнекамскую школу, которая получит название «ТАНЕКО».
Подобное соседство не может не беспокоить школу «Нефтехимика», которая в последние годы переживала не самые лучшие времена. В 2017 году школа покинула баланс клуба, в мае этого года вернулась. Пока шли эти бюрократические процедуры, бюджет у ДЮСШ поджимались, условия не становились лучше. В октябре директор «Нефтехимика» Игорь Ларионов на пресс-конференции обозначил ряд мер по поддержке школы. По его словам, клуб поднял зарплату тренерам, увеличил их количество, закупил экипировку, дал командам дополнительное время на льду. Говоря о «ТАНЕКО Арена», Ларионов отметил: «Мы понимаем, что в перспективе мы должны создавать не худшие условия и сохранить наши традиции».
Однако ситуация всё ещё остаётся напряжённой. Сейчас, по нашей информации, зарплаты хоккейных тренеров у «Нефтехимика» доходят до 20 тысяч рублей, тогда как их коллеги в академии зарабатывают в разы больше. Логично, что появление «Ак Барса» в Нижнекамске провоцирует текучку кадров. По нашей информации, Ларионов провёл жёсткий разговор с нижнекамскими тренерами и в очередной раз попытался убедить их не переходить в новую школу. Сам Ларионов оказался недоступен «БИЗНЕС Online» для комментария.
При этом у академии хоккея нет цели заполучить нижнекамские кадры любой ценой: тренерских резервов в Татарстане достаточно. К тому же, дворец не сразу заработает на полную мощность. Пока «ТАНЕКО Арена» набирает детей по трём возрастам – 2016, 2017 и 2018 годов рождения. До конца сезона все тренировки для них будут бесплатными.
Нижнекамску придётся «поделиться» с Казанью хоккеистами
А ещё «Нефтехимик» не может не беспокоить, что «ТАНЕКО Арена» будет работать на одну понятную цель – готовить игроков для главной команды Татарстана «Ак Барса». Конечно, не все ученики новой школы станут профессионалами уровня КХЛ. Но если кто-то из талантов раскроется, логично, что он отправится уже не в «Нефтехимик», а в какой-нибудь из клубов «Татнефти» – «Спутник», «Ирбис», «Барс», «Нефтяник» и, наконец, «Ак Барс».
«Нефтехимик» к такому положению дел не привык. Вспомнить хотя бы одного таланта из Нижнекамска, который когда-нибудь добирался до «Ак Барса», – задача не из лёгких. Можно отметить разве что двукратного обладателя Кубка Стэнли в составе «Тампа-Бэй» Михаила Сергачёва. Да и то он задержался в Казани совсем ненадолго, играл только в МХЛ и не добрался до главной команды.
Зато можно вспомнить целый ряд игроков, кто раскрывался в «Нефтехимике», был интересен «Ак Барсу», но до Казани в итоге не добирался. В 2020 году не удалось договориться по Максиму Грошеву, в 2021-м – по Павлу Порядину, в 2022-м – по Марату Хайруллину, в 2023-м – по Андрею Чивилёву. Каждый раз «Ак Барс» готов был работать с «Нефтехимиком» – и каждый раз встречался с неоднозначной реакцией соседского клуба. Казанский клуб предлагал свои условия, не слышал обратной связи, а потом узнавал, что интересный ему хоккеист отправляется в другой клуб. В большинстве случаев им оказывался СКА. Видимо, с питерским клубом и Романом Ротенбергом у «Нефтехимика» больше связей, чем с «Ак Барсом» и «Татнефтью», которая вложила в их город десятки миллиардов рублей.
С очередным эпизодом этой саги «Ак Барс» столкнулся совсем недавно. По нашей информации, казанский клуб интересовался молодой звездой «Нефтехимика» Раулем Якуповым. Это двоюродный брат первого номера драфта НХЛ Наиля Якупова, и он тоже очень перспективный хоккеист. Достаточно сказать, что в прошлом сезоне он забил в плей-офф «Ак Барсу» – и сделал это в 18 лет с опытом МХЛ. Парню, который обладает голевым чутьём, по-спортивному наглый и не боится борьбы, прочат большое будущее. Как нетрудно догадаться, переговоры никак не продвинулись.
Надо ли сейчас удивляться, что с таким отношением у «Ак Барса» родилось желание просматривать нижнекамские таланты на самой ранней стадии. Благо нижнекамская земля богата на хоккеистов: здесь выросли Наиль Якупов, Михаил Сергачёв, обладатель Кубка Гагарина Дамир Шарипзянов и многие другие топ-хоккеисты. Раньше все они попадали в орбиту «Нефтехимика». А что будет сейчас?
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 9
63 минуты штрафа, Лукоянов на трибуне и подколы «Ак Барса». Казанцы забрали второе «зелёное дерби» подряд 1
«Зелёное дерби» только из своих воспитанников: братья Свечниковы – в «Ак Барсе», Василевский – в «Салавате» 0
«Не понимаю, что происходит с Хмелевским». Батрак – о «зелёном дерби» 0
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 9
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Помните Дениса Макарова? Ярко начал в «Динамо», а теперь полирует скамейку запасных 4
«Салават» похоронил себя удалениями в «зелёном дерби». «Ак Барс» получал по лицу клюшками и разгромил Уфу большинством 3