«Салават» продолжает сидеть без денег. В Башкирии убивают хоккей?
Клубу не дают кредиты в республике.
Сегодня первый день лета, а это значит, что месяц назад официально закончился сезон КХЛ, а через полтора месяца команды начнут сборы для подготовки к новому. Но у «Салавата Юлаева» по-прежнему нет денег, чтобы погасить перед игроками задолженность по зарплате за пять месяцев.
Со своей проблемой клуб остался один на один: теперь его не готовы поддержать даже в самом Башкортостане из-за продолжающейся борьбы за власть в «Салавате».
Сколько должен «Салават»?
«Салават Юлаев» неоднократно обещал погасить все долги, но проблема всё никак не решается. В апреле проблему официально подтвердила КХЛ, а президент лиги Алексей Морозов сообщил, что клуб предоставил гарантийное письмо о погашении долгов до конца месяца. Примерно тогда же генеральный директор клуба Ринат Баширов начинал остужать обстановку, заявляя, что задержка связана чисто с техническими проволочками: «Объём бюджета подтверждён ещё до Нового года. К сожалению, технология принятия решений не позволяет влиять на скорость. Будет большое совещание, где мы получим решение, которое позволит погасить долги и рассчитывать на исполнение графика. Не нужно пугать, что в «Салавате» нет денег на игроков. Весь бюджет утверждён».
В срок уфимцы не уложились, и уже в мае КХЛ наложила на клуб бан на регистрацию новых контрактов. В середине месяца, на церемонии закрытии сезона, Морозов и Баширов вновь говорили, что проблема вот-вот должна решиться. «Нас заверяют, что в ближайшую неделю этот вопрос решится. Мы уже применили определенные санкции. Мы общаемся с клубом, нам обещают, что ситуация разрешится в скором времени», – говорил президент КХЛ. «У нас все нормально. Думаю, на следующей неделе уже все долги погасим. Мы не волнуемся, у нас нет никаких проблем. Да, ситуация неприятная, но она не говорит о том, что денег в клубе нет», – говорил руководитель клуба.
Однако, по информации «БИЗНЕС Online», к последнему рабочему дню мая долги «Салават» так и не погасил. Если учесть, что суммарный зарплатный бюджет «Салавата» за прошлый сезон составил 633 млн рублей, то долгов накопились примерно на 264 млн. И это ещё не считая бонусы, закладываемые вне потолка. Игроки, тренеры и сотрудники клуба не получают зарплату с начала года.
«Салавату» ещё и не дают кредит даже внутри республики
Почему у «Салавата» нет денег? Это можно объяснить отсутствием траншей от главного спонсора клуба. Де-юре им считается государственный внебюджетный «Фонд социальных и целевых программ», который в разной степени финансирует и другие профессиональные клубы республики. Но не секрет, что де-факто спонсор клуба – «Башнефть», которая с 2016 года дочерняя компания «Роснефти». Именно там принимают решения о перечислении денег уфимскому клубу.
Ситуация с задержками от «Роснефти» для «Салавата», в принципе, практически обыденность. Так, например, весной 2020 года долг «Салавата» составлял порядка 600 млн. Тогда клуб брал кредит у «Регионального фонда» – другой государственной организации, созданной для предоставления инвестиций различным предприятиям в Башкортостане. Также клуб отдал под залог арену ХК «Торос» в Нефтекамске. Получив кредит, «Салават» выплачивал зарплаты, а свои задолженности закрывал, когда поступал транш от «Башнефти».
Примерно такую же схему задействовали сейчас. Но есть одно «но». По информации нашего издания, «Салават» пытался взять кредит не только у «Регионального фонда», но и других государственных организаций, но получил отказ. Подобная ситуация возникала весной 2011 года. Тогда Муртаза Рахимов, уже покинувший пост президента РБ, но всё ещё возглавлявший фонд «Урал» (тогдашнего спонсора «Салавата»), заблокировал финансирование клуба, возмутившись отставкой главного тренера Вячеслава Быкова, только-только завоевавшего Кубок Гагарина. Но тогда всё решилось буквально за месяц. А в чём же причина сейчас?
Борьба за власть
В марте «Салават» сенсационно уступил в серии плей-офф скромному «Адмиралу», занявшему в регулярном чемпионате седьмое место в Восточной конференции и впервые прошедшему в следующий раунд розыгрыша Кубка Гагарина. А уфимцы же закончили сезон столь рано впервые с 2017 года. Конечно, подобный исход не мог не пошатнуть не только болельщиков, но и в принципе республиканскую элиту. Появилось мнение, что клубу необходима радикальная смена вектора развития.
Но не был сторонником такого мнения главный человек в республике – Радий Хабиров. Вскоре после вылета команды он собрал в Белом доме Баширова, главного тренера Виктора Козлова, нескольких игроков, выразил полную поддержку нынешней команде и заявил, что радикальных кадровых решений приниматься не будет. Генеральный директор в личном разговоре с главой РБ отмечал готовность взять всю ответственность за результат на себя и уйти в отставку, но получил отказ. В контексте бюджета и зарплат также стоит вспомнить, что Хабиров, едва ли не каждый раз, когда речь заходит о «Салавате», говорит, что все финансовые обязательства перед клубом неизменно будут выполняться. Но на деле всё сложнее.
Как отмечают собеседники нашего издания, в блокировке кредитов для «Салавата» может быть замешан премьер-министр региона Андрей Назаров, который контролирует крупные финансовые потоки в республике. Можно вспомнить мартовский инсайд уфимского издания «Пруфы», по информации которого, после вылета «Салавата» в республике обсуждался приход новых управленцев. Так кандидатом в президенты клуба назывался Денис Назаров – сын премьер-министра, депутат Курултая (Госсобрания РБ), а ещё известный любитель хоккея и вице-президент Единой хоккейной лиги Башкортостана. Насколько известно нашему изданию, сам старший Назаров также проводил собеседование с воспитанником «Салавата» Андреем Зюзиным, которого сватали на должность одного из директоров клуба.
Столь длительная задержка траншей и отказ в кредитах может быть хорошим поводом, чтобы надавить на клуб и всё же совершить переворот.
Кризис спорта в Башкирии
Несмотря на финансовые проблемы, стоит отметить, что «Салават» ещё до бана от КХЛ успел подписать и объявить новичков: защитника Алексея Василевского, форвардов Владислава Ефремова, Вячеслава Лещенко и Александра Шарова. Были заключены новые контракты и с большинством ключевых игроков прошлого сезона. В частности, с новым лидером команды Александром Хмелевским, ключевым защитником Михаилом Науменковым и капитаном Григорием Паниным. Не стоит забывать и о продлении сотрудничества с Козловым.
В КХЛ также есть «Барыс», который испытывает аналогичные проблемы. Он тоже получил бан, но до этого не объявил ни одного новичка и пока лишь продолжает расставаться с игроками. И на фоне казахстанского клуба в уфимском всё будто происходит как обычно, будто долгов и нет. Так руководство «Салавата» в лице Баширова уже после запрета даже смогло в результате обмена заполучить у «Северстали» Александра Самонова – одного из сильнейших российских вратарей. Сказывается как репутация клуба, так и переговорные навыки самого Баширова, умеющего наладить диалог с руководством КХЛ, агентами и игроками.
Но сама проблема остаётся. Задержки не дают клубу зарегистрировать новый трёхлетний контракт Самонова, а также подписать новое соглашение с Джошем Хо-Сэнгом. А ещё они, так или иначе, мешают вести полноценную селекцию и бороться за сильных новичков. Как минимум, в Уфе хотят подписать форварда и защитника – один из них должен быть легионером. Можно поставить себя и на место игроков, которые во время переговоров несколько раз подумают, стоит ли им переходить в клуб с многомесячными задержками.
Если смотреть на обстановку в «Салавате» и футбольной «Уфе», стоящей на грани вылета уже в третью по силе лигу, можно говорить о кризисе спорта в Башкортостиане. Посудите сами – пять лет назад «Салават» брал медали, а «Уфа» играла в Лиге Европы. Теперь футбольный клуб на гране исчезновения, а хоккейный из-за внутриреспубликанских распрей не выплачивает зарплаты. Сейчас подобных финансовых проблем нет даже на Дальнем Востоке, хотя и «Амур», и «Адмирал» ранее часто ими славились. Об убежавшем далеко-далеко соседнем Татарстане и вовсе речи не идёт – представить такое количество копящихся проблем там немыслимо. А вот «Салават», увы, продолжает стремительно терять статус топ-клуба.
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
«Зелёное дерби» только из своих воспитанников: братья Свечниковы – в «Ак Барсе», Василевский – в «Салавате» 0
«Салават» похоронил себя удалениями в «зелёном дерби». «Ак Барс» получал по лицу клюшками и разгромил Уфу большинством 2
Парень из Верхнего Услона играл в Канаде, попал в ЦСКА, а сейчас тащит «Ладу» 0
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 8
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Помните Дениса Макарова? Ярко начал в «Динамо», а теперь полирует скамейку запасных 3
«Салават» похоронил себя удалениями в «зелёном дерби». «Ак Барс» получал по лицу клюшками и разгромил Уфу большинством 2