«Уйти в снежный волейбол не решился». Никита Лямин стал топом в пляжке и вернулся в классику
Интервью с призёром чемпионата мира, который играет за АСК.
Никита Лямин в 2014 году был капитаном и основным игроком нижегородской «Губернии», но ради шанса попасть на Олимпиаду ушёл в пляжный волейбол. И добился в нём больших успехов. Главные – выход в четвертьфинал Рио-2016 и «бронза» чемпионата мира-2017.
В 2021 году Лямин и Тарас Мыськив хорошо провели групповой этап чемпионата Европы, но проиграли в 1/8 финала. После этого Никита решил завершить карьеру в пляжке и вернуться в классику. Теперь 36-летний блокирующий снова играет за родной Нижний Новгород. В последней игре с «Самотлором» (3:1) он вышел в стартовом составе и набрал 12 очков, сделав 3 блока и реализовав 9 из 14 атак (64%).
«В КЛАССИКЕ ГОРАЗДО ВЫШЕ СКОРОСТИ»
– Никита, 14 октября у вас был день рождения. Что подарили партнёры по команде?
– В каждой команде свои традиции. Где-то вручают конверт с деньгами, где-то скидываются и покупают подарки. В АСК мы обходимся поздравлениями – ребята подошли, сказали тёплые слова. После тренировки отметили соком и пиццей в раздевалке. А главным подарком стала субботняя победа над «Самотлором».
– Как проходит ваше возвращение в классической волейбол? Что самое сложное?
– Процесс идёт достаточно хорошо. Самое сложное – работа на блоке. В волейболе это априори самый сложный элемент, а после пляжного волейбола нужно серьёзно перестраиваться. Там против тебя один нападающий. Ты примерно понимаешь, откуда будет атака, можешь выбрать место, поглубже сесть и повыше выпрыгнуть. В классике при позитивном приёме у соперника четыре варианта атаки. Скорости совершенно другие, сумасшедшая динамика!
– При этом видно, что с физической формой у вас полный порядок.
– На это грех жаловаться. В пляжном волейболе объем работы сумасшедший – все игроки физически хорошо подготовлены и очень выносливы. Это видно даже визуально. Этот багаж остался со мной. Чувствую себя хорошо.
– После пляжки вы стали сильнее?
– Трудно сказать. Всё-таки это два разных вида спорта. Покрытия разные, другая техника прыжка, перемещений, рывков.
– Как вас затянуло в пляжный волейбол?
– Каждое лето в Нижнем Новгороде я играл на песке с друзьями и выезжал на какие-то региональные турниры. Это помогало поддерживать форму в межсезонье. Чем больше играл, тем лучше получалось и тем больше я влюблялся в эту игру.
– Как стали профи?
– Вместе с Иваном Чиркиным мы выиграли этап чемпионата России, а затем на финале в Анапе ко мне подошёл главный тренер сборной России Вячеслав Владимирович Нирка, который предложил мне полностью перейти в пляжку.
– Вы так впечатлили своей игрой?
– Думаю, там несколько факторов сошлось. Был дефицит блокирующих. Вероятно, тренеры увидели, что я могу быстрее остальных классиков адаптироваться в пляжном волейболе. И я был одним из немногих, у кого было желание попробовать себя в пляжке. Главной мотивацией, безусловно, была возможность побороться за поездку на Олимпиаду. Я сказал «да» и понеслось!
«ДАННЫЕ СТОЯНОВСКОГО ПОМОГЛИ СБОРНОЙ РОССИИ ПОЛУЧИТЬ ТОП-ПАРУ»
– В итоге в Рио-2016 вы дошли до четвертьфинала в паре с Дмитрием Барсуком.
– Я считаю Диму одним из сильнейших в мире пляжников в плане понимания игры, видения площадки. Не уверен, что без его участия моя карьера в пляжном волейболе получилась бы такой продолжительной. Он окончательно затянул меня в эту игру, за что ему благодарен. В пляжке тренер может делать разбор только до игры, коррективы в тактику вносят уже сами волейболисты, капитан берёт перерывы. В этом плане опыт Дмитрия сильно помогал.
– Сколько раз хотелось всё бросить и вернуться в классику?
– Не скрою, такие моменты бывали. Когда нет результата, тяжело справляться с негативными эмоциями. В некоторых моментах перетерпел. В целом я очень рад, что в своё время принял решение перейти в пляжку. Удалось окунуться в совершенно другую атмосферу, получить фантастические эмоции, объехать множество стран и сыграть на Олимпийских играх. Пляжный волейбол останется в моём сердце навсегда.
– Главного достижения в карьере вы добились с Вячеславом Красильниковым. Почему в 2018 году ваш дуэт распался?
– В 2018-м мы уже не показывали тех результатов, которые принёс 2017 год. Тогда мы взяли «бронзу» чемпионата мира и несколько недель были лучшими в мировом рейтинге. Если пара не прогрессирует, нужно что-то менять, хотя это может быть неприятно. Это было обоюдное решение – наше и тренеров.
– Какие остались отношения с Красильниковым?
– Абсолютно нормальные. При встрече общаемся, всё в порядке. Поздравляемся, когда есть поводы. Конечно, написали, когда он взял «серебро» Олимпиады.
– Благодаря чему Красильников и Олег Стояновский стали топами?
– Думаю, в этом сочетании очень помогли данные Олега. Он сейчас один из лучших молодых блокирующих в пляжке и готов решать очень серьёзные задачи. Когда к такому мощному игроку прилагается хороший и опытный защитник, получается отличный сплав. У сборной России очень хороший и сбалансированный тандем.
– Какой возраст считается золотым в пляжном волейболе?
– На мой взгляд, 25 - 30 лет – самый расцвет. В последнее время появляются топ-игроки ещё моложе. При этом есть и уникальные ребята, которые показывают, что возраст вообще не имеет значения. Например, 45-летний американец Джейк Гибб в октябре занял 7-е место в финале Мирового тура, после чего завершил карьеру. Минувшим летом он съездил на свою третью Олимпиаду.
«СИЛЬНЫЕ ПЛЯЖНИКИ ЗАРАБАТЫВАЮТ ПРИЛИЧНЫЕ СУММЫ»
– В пляжном волейболе меньше денег?
– В классике контракты однозначно больше, но в пляжном волейболе есть призовые. Если играть на высоком уровне и стабильно попадать в призёры крупных турниров, можно зарабатывать приличные суммы. Плюс топовые пары не обделены вниманием спонсоров. Рекламные контракты тоже приносят определённый доход. Я в финансовом плане смог остаться примерно на том же уровне.
– Ваши максимальные призовые – 17,5 тысяч долларов за «бронзу» ЧМ-2017 и 8 тысяч долларов за «серебро» этапа Мирового тура-2018 в китайском Сямыне. Всю сумму забирают спортсмены?
– Да, она делится на двоих.
– Вас не смущает, что ваши доходы можно спокойно посмотреть в вашем профиле на сайте FIVB?
– Не вижу в этом проблемы. Как и в теннисе, в пляжном волейболе это открытая информация. Организаторы турниров призовыми привлекают участников, это мотивация для спортсменов.
– Как в пляжном волейболе выбираются турниры для выступления?
– Всё просчитывается для получения максимума рейтинговых очков, которые, в свою очередь, позволяют отбираться на главные турниры – Олимпиаду, чемпионат мира, Евро. Катаясь по мелким турнирам, много очков не соберёшь, поэтому важны 4-х и 5-звёздочные турниры. Показывая там приличные результаты, ты дольше будешь на ведущих позициях рейтинга. Учитывается четыре лучших результата из шести последних турниров. Исходя из этого смотришь, куда есть смысл ехать, а куда – нет.
– С чем вы связываете подъем пляжного волейбола в России? По крайней мере, в плане результатов.
– Думаю, здесь несколько факторов. Во-первых, появились люди, которые были заинтересованы в развитии – тренеры, спортсмены, персонал. Для них построили площадки, создали условия. Во-вторых, федерация обеспечила финансирование, позволяющее работать не только на базе в Анапе, но и выезжать на сборы. Тренировки в зале и на открытом воздухе – совершенно разные вещи.
– Куда ездили на сборы?
– Предсезонка всегда начиналась в Анапе, где мы тренировались два - три месяца. Потом обычно летели на Тенерифе. Это испанский «остров вечной весны», там всегда тепло. Приезжая туда, ты можешь спокойно найти себе спарринг, даже заранее не договариваясь, потому что там собираются практически все европейцы.
«РИО И ГШТАД – САМЫЕ КЛЁВЫЕ МЕСТА, ГДЕ ПОБЫВАЛ»
– Футболисты частенько жалуются на газон, хоккеисты – на лёд. Для пляжников есть разница, какой песок?
– На самом деле да. По фракции песок отличается. Если она крупная, то песок более вязкий, на нём тяжелее играть. На серьёзных турнирах обычно бывает одинаковый песок белого цвета с мелкой фракцией. Но у организаторов не всегда получается привезти такой. Приходилось играть на разных покрытиях. Иногда игра напоминала классический волейбол – настолько утрамбованный был песок.
– Обычно спортсмены говорят, что видят мир из окна автобуса. У пляжников больше времени побывать в роли туристов и посмотреть местные красоты?
– Наверное, чуть-чуть побольше. Мы летали по всему миру, по крайней мере, до пандемии. При переезде с одного континента на другой, конечно, закладывалось время на акклиматизацию. Обычно отдыхаешь и восстанавливаешься после дороги в отеле, но иногда мы находили время и на прогулки, знакомство с городом.
– Какое самое клёвое место, где побывали?
– Рио-де-Жанейро, знаменитый пляж Копакабана. Огромные волны, широченный пляж, где играют в волейбол, в футбол, в футволей. Мне кажется, игра с мячом у бразильцев в крови. Там совершенно потрясающая атмосфера. Особая любовь – швейцарский Гштад. Там открыточные пейзажи, фантастические горные виды. Ты играешь и думаешь – как же здесь круто!
– Где самые безумные болельщики?
– В Австрии. Там на матчах уникальная атмосфера, болельщики создают яркое шоу. Они знают множество кричалок, поют и синхронно делают одни и те же движения. Когда это стадион на 5 - 6 тысяч зрителей, ты получаешь невероятные эмоции.
– Пляжники обычно играют при любой погоде. Где приходилось сложнее всего?
– Удивительно, но в Москве. Когда у нас проходил этап Мирового тура, погода постоянно преподносила сюрпризы. В июне 2017 года, когда мы играли с Красильниковым, закружились снежинки! Вечером было всего 7 - 8 градусов.
– Кстати, о холоде. У вас нет желания попробовать себя в снежном волейболе? Собрали бы волейбольное комбо.
– Мой последний напарник по пляжке Тарас Мыськив играет в снежный волейбол и добился в нём определённых успехов. Он звал меня, но я так и не решился. Всё-таки это ещё не самая популярная разновидность волейбола. У меня было предложение остаться в пляжном волейболе в роли играющего тренера, но к этому я пока не готов. Мне хочется поиграть, я чувствую в себе силы и считаю, что буду полезен АСК. Все эти годы я следил за командой с малой родины и хочу помочь ей в этом сезоне попасть в плей-офф.
ДОСЬЕ «БО Спорт»
Никита ЛЯМИН
Дата рождения: 14 октября 1985 года
Место рождения: Нижний Новгород
Амплуа: блокирующий
Рост: 204 см
Карьера: «Динамо-УВО» (Нижний Новгород) – 2002 - 2004; «Динамо-Олимп»/«Динамо-2» (Москва) – 2004 - 2007; «Динамо» (Москва) – 2007 - 2009; «Губерния» (Нижний Новгород) – 2009 - 2014; пляжный волейбол – 2014 - 2021; АСК (Нижний Новгород) – с сезона 2021/22.
Достижения: чемпион России (2008), финалист Кубка ЕКВ (2014).
Достижения в пляжном волейболе: бронзовый призёр чемпионата мира (2017), победитель этапов Мирового тура Киш-2017 и Гаага-2017, чемпион России (2018), серебряный (2021) и бронзовый (2016) призёр чемпионата России, участник Олимпийских игр-2016 (5-е место).
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 9
63 минуты штрафа, Лукоянов на трибуне и подколы «Ак Барса». Казанцы забрали второе «зелёное дерби» подряд 1
«Зелёное дерби» только из своих воспитанников: братья Свечниковы – в «Ак Барсе», Василевский – в «Салавате» 0
«Не понимаю, что происходит с Хмелевским». Батрак – о «зелёном дерби» 0
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 9
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Помните Дениса Макарова? Ярко начал в «Динамо», а теперь полирует скамейку запасных 4
«Салават» похоронил себя удалениями в «зелёном дерби». «Ак Барс» получал по лицу клюшками и разгромил Уфу большинством 3