«Предлагали Уоллеса, но мы выбрали Алана». Менеджер «Кузбасса» – о трансферах, пользе Зайцева и зарплатах в российском волейболе
Интервью с Сергеем Ломако.
Кемеровский «Кузбасс» в минувшем сезоне впервые за три сезона остался без медалей чемпионата России, а летом потерял главного тренера Алексея Вербова и двух игроков стартовой шестёрки – Ивана Зайцева и Игоря Кобзаря. Вместо них в Кемерово едут хорватский специалист Игорь Юричич, бразильский диагональный Алан Соуза и олимпийский чемпион Александр Бутько соответственно.
В большом интервью «БО Спорт» исполнительный директор «Кузбасса» Сергей Ломако рассказал о трансферной кампании, стратегии клуба на ближайшие годы и важных пунктах в контрактах.
«ЗАЙЦЕВ ПОКАЗАЛ СЕБЯ БОЛЬШИМ ПРОФЕССИОНАЛОМ»
– Сергей Александрович, как вы оцениваете итоги минувшего сезона для «Кузбасса»? В каком турнире команда должна была выступить лучше?
– Сезон для нас получился неоднозначным. Очень хотелось медалей чемпионата России, тем более мы ровно провели регулярный сезон и вышли в «Финал шести» со второго места, избежав раунда плей-офф. На тот момент мы не знали, плохо это или хорошо. Несмотря на три недели без игровой практики, показали хороший результат, обыграв в группе Казань и Новосибирск.
В полуфинале со счётом 2:3 уступили «Зениту» СПб, но по этому матчу у меня нет никаких претензий к игрокам и тренерскому штабу. Как и по поражению от московского «Динамо» на полуфинальном этапе Кубка России. Там тоже проиграли - 2:3. Это соперники высочайшего уровня, с которыми мы играли на равных. Возможно, в Кубке России нам немного помешал перенос этапа – он был сдвинут практически на месяц и вся подготовка к начальным датам пошла насмарку.
Самой неудачной для нас стала Лига чемпионов, в которой команда не вышла из группы. Этот результат, конечно, разочаровал. Из положительного – мы попали в Кубок ЕКВ на следующий сезон.
– Сыграй Иван Зайцев в матче за «бронзу» против «Локо», вы попали бы в Лигу чемпионов?
– Безусловно, результат мог быть другим. Зайцев получил травму в игре с Питером, которая не позволила ему выйти на матч за 3-е место. Было очень обидно потерять одного из ключевых игроков перед важнейшим матчем.
– Насколько вы довольны сезоном Зайцева в Кемерове? Был громкий трансфер, но в итоге он не принёс команде медалей.
– Трансфер действительно был громкий. Причём не потому что Зайцев приехал в Россию, а потому, что приехал в Кемерово. Что касается медалей, то результат зависел от всей команды, а не только от Зайцева. В целом я доволен тем, как ровно Иван провёл сезон. Было предостаточно матчей, в которых он один вытаскивал команду. Зайцев показал себя большим профессионалом и был примером другим парням, как нужно вести себя не только в плане спорта, но и вне площадки – он без проблем откликался на просьбы по спонсорским активациям, нашим маркетинговым акциям, никогда не отказывал болельщикам в автографах и так далее.
«В ПЛАНЕ МАРКЕТИНГА ОРИЕНТИРУЕМСЯ НА «АВАНГАРД»
– Тем не менее, вы явно не использовали весь потенциал Зайцева – в медиапространстве российского уровня его было очень мало. В частности, он так и не дал интервью «БО Спорт».
– Отчасти соглашусь. У нас был очень напряжённый график и порой хотелось дать Ивану передышку или он сам не хотел отвлекаться перед важными матчи. На региональном уровне мы его задействовали много.
– На какой клуб вы ориентируетесь в плане маркетинга?
– На хоккейный «Авангард». Несмотря на экстренный переезд в Балашиху, омский клуб смог сохранить большую армию болельщиков и даже нарастить её за счёт очень сильной маркетинговой работы – для меня это показатель профессионализма клуба. Я уже много лет болею за «Авангард», был на матчах команды в Балашихе и Новосибирске. Изначально мне просто очень понравилась их чёрно-красная форма, потом начал следить за результатами и постепенно появилась симпатия. Они делали классные вещи в социальных сетях ещё когда это направление было не так сильно развито, а сейчас держат высочайший уровень.
– Сколько денег вы не досчитались из-за ограничения количества зрителей на трибунах и их полного запрета в определённый период?
– Наш клуб и арена входят в структуру одного холдинга. Мы не платим за аренду, но при этом все доходы от продажи билетов получает арена, которая занимается их реализацией. Насколько я помню, в чемпионский сезон доход от продажи билетов и абонементов составил 13 миллионов рублей.
– Как коронавирусный кризис отразился на бюджете «Кузбасса»?
– Были опасения, что могут возникнуть какие-то финансовые проблемы, но, к счастью, мы пережили сезон хорошо. Спасибо нашим спонсорам – все выплаты производились без задержек. Глобальная финансовая ситуация такова, что компаниям всё ещё непросто, поэтому об увеличении нашего бюджета речи нет, он остаётся на прежнем уровне.
«РАССМАТРИВАЛ ЮРИЧИЧА ЕЩЁ ПОСЛЕ УХОДА САММЕЛВУО»
– Было ли у вас желание сохранить главного тренера Алексея Вербова?
– У меня изначально было желание подписать с ним двухлетний контракт. Остановились на однолетнем соглашении с возможным продлением в декабре - январе. Видимо, примерно в эти сроки на него вышел «Зенит-Казань». Я понимаю, почему он возвращается в Казань. Это не только спортивные причины, но и семейные. Я могу сказать ему только слова благодарности за работу и желаю успехов в новом старом клубе.
– Чем вас привлёк хорватский тренер Игорь Юричич?
– Я его хорошо знаю. Во время игровой карьеры мы вместе играли в «Младости», провели много лет в одном клубе. Я знаю как профессионально от относится к работе. Это ещё достаточно молодой тренер с большой энергией и желанием развиваться. Он работал во Франции, Бельгии и Греции не с самыми сильными командами, но добивался с ними успехов. Мы с ним поддерживали контакт все эти годы. Когда Туомас Саммелвуо покинул «Кузбасс», мы с Юричичем встречались на чемпионате Европы в Париже и у меня уже тогда было желание его пригласить, поскольку у нас совпадают взгляды на волейбол. Но у него был контракт с «Туркуэном», а мы не настолько богатый клуб, чтобы выкупать тренеров.
– Вас не испугал его неудачный опыт в Белгороде?
– Нет, ведь он и не успел там поработать.
– В прошлом сезоне вы доверились молодому российскому тренеру. Не было желания пойти этим же путём?
– Вербов, Брянский, Шулепов – это те молодые тренеры, которым нужно давать шансы. Я на протяжении сезона плотно общался с Вербовым, во время «Финала шести» в Москве несколько раз разговаривал с Шулеповым. Это люди, которые болеют волейболом, хотят развиваться и учиться. В это межсезонье они оказались заняты, но я продолжу следить и за их работой, и за другими подающими надежды молодыми специалистами. Например, в польской лиге очень много своих молодых тренеров, которые недавно закончили игровую карьеру. Им не боятся доверять.
– Юричич принимал участие в комплектации команды на новый сезон?
– Да, по некоторым позициям. В частности по продлению Петара Крсмановича, которое состоялось буквально на днях, а также по выбору диагонального Алана.
«В 2014-М В «КУЗБАСС» МОГ ПЕРЕЙТИ КУБЯК»
– Кажется, бразилец довольно экзотический и рискованный выбор для «Кузбасса»...
– Да, но интересный. В течение сезона стало понятно, что Зайцев вернётся в Италию и я начал искать ему замену. Игроков топ-уровня на трансферном рынке не было, а затем случайно появился вариант с Аланом. У «Крузейро» возникли некоторые финансовые сложности, и они выставили на трансфер несколько самых дорогих игроков с действующими контрактами, в том числе Алана.
– Вместо Алана «Крузейро» вернул Уоллеса. Неужели он дешевле?
– Да, нам его тоже предлагали. Он в минувшем сезоне играл в Турции, выиграл там Кубок страны, но ему уже 34 года. Учитывая наши перелёты, это важный фактор. Мы предпочли подписать 27-летнего Алана. Переговоры продолжались недолго – обе стороны были заинтересованы в сотрудничестве. Конечно, Алан понимает, что карнавала в Кемерове не будет, но он приедет с семьей и в бытовом плане ему благодаря этому будет намного проще.
– Были случаи, когда вы находили крутой вариант для трансфера, но тренер его зарубал?
– Да, такое периодически происходит. Самый яркий пример – Михаил Кубяк. Это было в 2014 году, когда он играл ещё в Польше. Он мне очень нравился, но мы разошлись во взглядах с тогдашним главным тренером Денисом Матусевичем. Он считал, что игроку с ростом 192 см нечего делать в России. Но время показало, что Кубяк – один из лучших доигровщиков мира как по игре, так и по характеру. Причём в тот момент он со своим невысоким ростом был лучшим блокирующим чемпионата Польши среди доигровщиков. А тогда польская лига была очень схожа на российскую в плане стиля волейбола.
– За кем обычно решающее слово при спорных ситуациях?
– Всё-таки за тренером. Если он не хочет работать с игроком, подписание волейболиста вряд ли приведёт к чему-то хорошему.
– Кого из игроков вы хотели сохранить в это межсезонье, но не смогли?
– Самая большая потеря – Игорь Кобзарь. Было желание сохранить костяк команды и, в частности, Игоря. Слухи по интересу к нему со стороны Питера ходили и в прошлые годы, но он ушёл только после завершения контракта, поэтому к нему вообще никаких вопросов. Думаю, Саша Бутько со своим опытом и энергией сможет достойно заменить Кобзаря. Он наверняка захочет доказать, что в Казани зря от него отказались.
– Кто должен стать капитаном и новым лидером «Кузбасса»?
– Капитана выберет команда, а лидерами на площадке способны быть очень многие – Сивожелез, Маркин, Обмочаев, Карпухов, Щербаков, Бутько.
«ПУНКТ В КОНТРАКТЕ СПАС «ПЕРУДЖУ» ОТ УХОДА ЛЕОНА»
– Вы дали Алексею Обмочаеву очередной шанс вернуться в большой волейбол. Не пришлось жалеть?
– У нас было одно небольшое недоразумение, но в целом Алексей провёл хороший сезон, особенно учитывая, что он до этого пропустил целый год. Думаю, он многое переосмыслил, переоценил и понял, что ещё многого может добиться в волейболе. Я доволен Обмочаевым в плане игры и эмоциональности на площадке.
– Щербакову и Бутько по 35 лет, Сивожелезу – 34, Карпухову – 33. Какая у вас стратегия на ближайшие годы?
– Обновление состава неизбежно, но мы не будем делать его резким. Нужно постепенно обновлять состав – точечно, аккуратно, совмещая молодость и опыт. Важно понимать, что комплектация зависит от многих факторов: бюджета, результатов, наличия или отсутствия еврокубков. Сейчас задачи у нас максимальные во всех турнирах.
– Выкупить игрока с действующим контрактом можно в любой момент? Или для этого есть определенные сроки?
– Это интересная тема в свете свежей истории с Леоном. На самом деле она касается всех игроков и клубов, потому что все могут с этим столкнуться. В правильном контракте обязательно должен присутствовать какой-то временной интервал, когда игрок может вести переговоры с другим клубом о выкупе его контракта. Иначе любой богатый клуб просто будет приходить и забирать нужного себе игрока.
Да, он заплатит большую компенсацию, прописанную в контракте, но что делать с этими деньгами, когда на рынке уже никого нет? Особенно если это происходит по ходу сезона. Поэтому даты возможного выкупа – единственный надёжный инструмент, которым можно защитить игрока, если ты не хочешь с ним расставаться, а другой клуб готов на выкуп. Думаю, именно этот пункт спас «Перуджу» от ухода Леона в Санкт-Петербург.
– Нужен ли российскому волейболу потолок зарплат?
– Трудный вопрос. В России потолок есть только в КХЛ, но, насколько я знаю, клубы уже научились его обходить с помощью премиальных – они не учитываются под потолком. А их можно прописать за любые успехи. Мне кажется, волейбол не такой высокооплачиваемый вид спорта, чтобы вводить потолок зарплат. Самые дорогие легионеры получали в России примерно 1 млн евро.
– В 2017 году агент Владимир Касторнов в интервью нашему изданию рассказывал, что зарплата топовых российских волейболистов колеблется в районе 5 - 30 миллионов рублей в год в зависимости от амплуа: либеро – 5 - 10 миллионов, блокирующие 10 - 20 миллионов, связующие – 10 - 30 миллионов, доигровщики – 15 - 25 миллионов, диагональные – 20 - 30 миллионов. Это актуальные цифры?
– Да, интервалы примерно такие. Самые высокооплачиваемые обычно доигровщики, диагональные и связующие, потом идут первые темпы и либеро. Но всегда есть исключения. Думаю, из доигровщиков из этих цифр выбиваются Клюка, Волков, Подлесных и Богдан, из диагональных – Полетаев и Михайлов.
– Получается, за четыре года контракты не сильно изменились?
– Для этого нет оснований – бюджеты большинства клубов остаются на том же уровне или даже уменьшаются из-за внешних факторов.
«КОНТРАКТ – ЭТО ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ, НЕ СТОИТ ЕЁ РАСКРЫВАТЬ»
– Вы вспомнили Полетаева, которого некоторые открыто называют хрустальным. В «Кузбассе» у него был сезон без травм – в нём вы стали чемпионами. В Кемерове у него была индивидуальная программа?
– Мы понимали, что от Вити очень многое зависит, поэтому очень бережно относились к его здоровью. Когда видели, что нагрузка велика, активировали индивидуальную программу по фитнесу, реабилитации, волейболу. Это помогло ему пройти сезон без серьёзных повреждений.
– В заокеанских лигах зарплаты игроков в открытом доступе, в КХЛ журналисты регулярно раскрывают зарплатные ведомости. Как бы вы отнеслись к тому, чтобы зарплаты ваших игроков оказались в открытом доступе?
– Не уверен, что это нужно широкой публике. Кроме того, это вопрос этики. Любой контракт – это частное дело. Мы же обычно не любим свою часть жизни всем открывать. Здесь то же самое.
– Сколько процентов составляет так называемая «сибирская наценка» к контракту?
– Какая-то минимальная наценка, конечно, существует, но это уже не так, как раньше. В период становления клуба приходилось где-то доплачивать игроку, чтобы затянуть его в Кемерово. Сейчас этого нет – у клуба уже есть достижения и репутация.
– Как изменилась жизнь после введения в российском волейболе понятия «первичный клуб»?
– Лично я колоссальной разницы не вижу. Возможно, клубы, которые много работают с молодежью – например, «Локомотив» и «Факел» – ощутили какие-то изменения.
– Когда «Кузбасс» начнёт активнее работать над развитием молодёжи?
– Работа идёт, но очень тяжело. У нас Новосибирск рядом, который много перспективных ребят забирает из всех близлежащих регионов. Красноярск – ещё один центр.
– Можно подписать крутого детского тренера, к которому повезут детей...
– На эту тему можно долго дискутировать. Не всегда личность тренера становится главной для родителей. Чаще смотрят на условия проживания, климат. Даже из сибирских городов Кемерово не самый крупный. А если есть выбор, то родители чаще отправляют детей в Москву, Санкт-Петербург, Поволжье, где мягче климат. Тем не менее, мы, конечно хотим, чтобы у «Кузбасса» была подпитка своими воспитанниками. Сейчас это Егор Кречетов и Роман Пакшин. Постараемся, чтобы были и новые имена.
– Вы входите в оргкомитет ЧМ-2022 как уполномоченный по вопросам Кемерова. Главный вопрос: что с ареной?
– Строится. На днях у нас торжественно открыли арену для хоккея с мячом. Теперь все силы будут брошены на строительство волейбольной арены на 6 тысяч зрителей. Её должны сдать в марте 2022 года – за пять месяцев до чемпионата мира. Ещё будет время для тестовых соревнований. В данный момент строительство идёт по графику.
ДОСЬЕ «СПОРТ БO»
Сергей ЛОМАКО
Исполнительный директор «Кузбасса»
Дата рождения: 31 марта 1975 года
Место рождения: Минск
Карьера игрока: СКА (Минск, Беларусь) – 1994/95; «Младость» (Загреб, Хорватия) – 1995 - 1999; «Маккаби» (Тель-Авив, Израиль) – 1999 - 2001; «Телеком» (Анкара, Турция) – 2001/02; «Самотлор» (Нижневартовск) – 2002/03, 2006/07; «Локомотив» (Новосибирск) – 2003 - 2006; «Урал» (Уфа) – 2007/08; «Кузбасс» (Кемерово) – 2008 - 2010.
Карьера менеджера: спортивный директор «Кузбасса» – 2010 - 2019; исполнительный директор «Кузбасса» – с сезона 2019/20.
Достижения в качестве игрока: бронзовый призёр Лиги чемпионов (1997), чемпион Хорватии (1996, 1997, 1998, 1999), обладатель Кубка Хорватии (1995, 1996, 1997, 1999), серебряный призёр чемпионата Беларуси (1995).
Достижения в качестве менеджера: чемпион России (2019), обладатель Суперкубка России (2019), бронзовый призёр чемпионата России (2020).
Предыдущие интервью с Ломако:
«Кузбасс» – чемпион России. Команда-сенсация создавалась по мотивам Moneyball
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 9
63 минуты штрафа, Лукоянов на трибуне и подколы «Ак Барса». Казанцы забрали второе «зелёное дерби» подряд 1
«Зелёное дерби» только из своих воспитанников: братья Свечниковы – в «Ак Барсе», Василевский – в «Салавате» 0
«Не понимаю, что происходит с Хмелевским». Батрак – о «зелёном дерби» 0
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 9
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Помните Дениса Макарова? Ярко начал в «Динамо», а теперь полирует скамейку запасных 4
«Салават» похоронил себя удалениями в «зелёном дерби». «Ак Барс» получал по лицу клюшками и разгромил Уфу большинством 3