Агапов – будущее «Рубина» (по мнению Бердыева). Он мог выбрать бокс, а теперь пробивается в Казань через «Нефтехимик»
Запомните этого парня.
19-летний защитник Илья Агапов – будущее обороны «Рубина». Такой характеристику ему и другому молодому защитнику Владиславу Микушину дал два года назад Курбан Бердыев. В 2018-м тренер пригласил защитников, которым исполнилось по 16 лет, на сбор с основной командой.
Агапов – коренной казанец, получивший футбольное образование в школе «Мотор» и академии «Рубина». Теперь Илья получает образование уже высшее, учась в Поволжской академии спорта, а навыки из футбольных школ применяет в матчах первенства ФНЛ, где выступает в аренде за «Нефтехимик» вместе с Микушиным. Перед возобновлением сезона 2019/20, прерванного из-за коронавируса, Агапов тренировался с главной командой «Рубина».
Молодой защитник не теряет надежд дебютировать за основу казанцев, а пока готов потерпеть и набраться игрового опыта, выступая в Нижнекамске и привлекаясь в юношескую сборную России. К своим 19-ти годам Илья успел поработать с Бердыевым, Романом Шароновым, Леонидом Слуцким и Александром Кержаковым. Теперь набирается опыта у Юрия Уткульбаева.
– Илья, ты уже с начала этого года в «Нефтехимике». Расскажи, как адаптировался в Нижнекамске?
– В команде хорошо приняли. Здесь классный коллектив, в котором сходу поняли, что я молодой и мне надо помогать. Сейчас всё нормально. В самом Нижнекамске особо не бываем, живём на базе за городом.
– Что ты чувствовал во время пандемии, когда тебя вернули в Казань из «Нефтехимика»?
– Мне почти сразу сказали, что я опять уеду в аренду. Неопределённости не было. Я просто ждал, когда у «Нефтехимика» возобновятся тренировки. А «Рубин» уже начал на тот момент тренироваться, их уже собрали, поэтому я присоединился к ним.
– Тяжело ли было перестроиться на уровень ФНЛ после игр в молодёжном первенстве?
– Тут команда такая, где меня просят играть попроще и не выдумывать в обороне. Старался выполнять то, что мне говорили старшие игроки и тренер. Были у нас определённые комбинации через длинные передачи – их старался делать. А в плане единоборств не было сложно.
– Но скорости в ФНЛ ведь выше, чем в молодёжке. К этому привыкал?
– Нет. Я же давно с Микушиным тренировался с главной командой «Рубина». Из-за этого тяжело не было. Имел представление и о ФНЛ.
– В первых двух играх сезона ты не играл, теперь выходишь в основе. На каком уровне конкуренция в клубе на твоей позиции?
– Достаточно сильная. На моей позиции играет Лев Потапов – хороший защитник, который тут уже второй год. Он уже знает команду и чувствует требования. Из-за этого у него больше понимания пока. С нашим тренером (Юрием Уткульбаевым – ред.) он до этого работал.
– А с Микушиным конкуренция у тебя есть?
– Нет, если только в видеоиграх (смеется).
– «Нефтехимику» по силам выйти в РПЛ в этом сезоне?
– Думаю, да. Здесь хорошие футболисты и, что более важно, они сплочённые. Парни играли вместе ещё в ПФЛ, и с тех пор состав не сильно поменялся. То есть они уже третий год играют вместе, и у них есть хорошее взаимопонимание. Здесь опытные ребята, которые понимают, что сильной комбинационной игры у них нет, нет большого количества передач. Всё просто, ничего не выдумываем, поэтому мало пропускаем.
Сейчас и другие клубы начали понимать, что у нас есть шансы. Нашу игру более подробно разбирают, больше к нам готовятся. А раньше считали, будто у нас нет шансов – никто не анализировал. Но как пошла полоса побед, все стали задумываться.
– ФНЛ у многих ассоциируется с плохими полями, малым количеством зрителей и очень тяжелыми перелётами. Что из стереотипов ты бы мог развеять?
– Я не сыграл много игр, плохих полян ещё не застал. Играл с «Ротором» – там было очень много болельщиков на нашей игре. По-моему, около 25 тысяч. Поля все были идеальные: на «Мордовия Арене» в Саранске, где у нас домашние игры проводились, здесь в Нижнекамске после реконструкции. Тяжёлые перелёты тоже не застал, ещё не летал в Хабаровск. Ещё предстоит это «счастье» .
– В команде обсуждают информацию о строительстве нового стадиона в Нижнекамске?
– Нет, таких разговоров не слышно. У нас и так хороший стадион, который прошёл реконструкцию. Понятно, что если будем выходить в премьер-лигу, то его будет недостаточно. Он маленький для их требований. Но о новом стадионе в команде не говорили.
НЕ ПОПАЛ «РУБИН» В 5 ЛЕТ. ПРЕДЛАГАЛИ УЙТИ В БОКС
– Давай немного о тебе. Как ты оказался в футболе и как попал в «Рубин»?
– Начнём с того, что я коренной казанец. Сначала пришёл в «Рубин» в пять лет. Был просмотр в 99-й год, а я 2001 года, пришёл заниматься и думал, что меня возьмут. Пятилетним пришёл к семилеткам. Мне сказали, что стоит искать индивидуальный вид спорта, а не командный. Бокс, например. Не знаю почему, просто решили так сказать. Я год посидел дома и пошёл в школу «Мотор», которая находится рядом с моим домом в Авиастроительном районе.
У нас как-то была игра с «Рубином» нашего года. Мы проиграли 2:7 или 2:9. Но я забил два гола с центра поля. Тогда мой первый тренер Дмитрий Благов, который уже сотрудничал с «Рубином» и искал для них ребят, позвал меня в клуб. Начал так тренироваться.
– А почему тебе предлагали бокс? С детства был мощный?
– Не знаю, мне кажется, они просто предложили это к примеру. То есть это было неким объяснением, почему меня в тот момент не надо было брать.
– Проходит время, занимаешься в академии, и вот в 16 лет тебя вызывают на сбор с главной командой. Как это происходило и как ты себя в этот момент ощущал?
– Для меня это был шок, я сначала не поверил. Нас с Владом Микушиным вызвали, когда мы сидели в аэропорту. У нас тогда как раз Кубок России был. Наш тренер сказал нам, что вылетаем на сбор с главной командой.
Я не сразу поверил, начал звонить родителям. А их, видимо, уведомили раньше нас. Они говорят: «Так и есть, нам позвонили и уже всё сказали». Я вообще стеснительный и в первое время, когда нахожусь в новой команде, лишнего не говорю. А при своих уже нормально. Там я в первое время даже на ужин стеснялся ходить, кушать за одним столом. Там всё-таки звёзды. А мы ещё как только туда прилетели, опоздали на теорию. Думали, что нас отправят обратно в первый же день.
– Как на приезд 16-летних игроков на сбор реагировали взрослые футболисты «Рубина»?
– Приняли нормально, они же все уже взрослые. Понимают.
– Физически тренировки с основой были тяжелыми?
– Было нормально, потому что вначале нам не давали в полную силу проводить всю тренировку. Сначала показывали, как нужно действовать, объясняли тактически. Когда мы только приехали, понятно, что не Бердыев был с нами всё время. Нами занимался Александр Мацюра. С нами прилетел ещё и директор академии Иван Данильянц. Он за нас больше отвечал. Оставались после тренировок, жонглировали, делали передачи разные, он нам объяснял нюансы.
– Бердыев очень дотошно проводит тактические занятия. К этому было тяжело привыкнуть?
– На тот момент эмоции переполняли нас, и мы впитывали всё, что он говорит. Мы, наоборот, ждали каждый раз, когда будет теория, чтобы нам там всё объясняли.
– А стандарты у Кафанова?
– Это уже отдельный вид искусства. У него всё по полочкам разложено, все всё знают. У каждого есть своя позиция, которую надо помнить. Но ведь это давало плоды – только при нём столько забивали при стандартах.
– Бердыев называл тебя и Микушина будущим обороны «Рубина». Груз ответственности после таких слов появился?
– Груз ответственности не появился, но было очень приятно подобное слышать от такого человека. Я просто работал и до сих пор продолжаю, чтобы подтвердить его слова.
– Ты был на сборах с «Рубином» ещё и Слуцкого. В чём различаются тренировочные процессы двух тренеров?
– Большое отличие в том, что у Слуцкого много упражнений. Они короткие и все футбольные. Разминка у нас была 5 - 10 минут и это считается очень быстро. После начинаем играть на полной скорости в квадрат или в футбол. У Бердыева на тренировке могло быть два - три упражнения, но эти отрезки были длинные, на них усталость приходила.
– Раз пошёл разговор о тренерах, не могу не спросить про Романа Шаронова. Ты знаешь его по работе и в молодёжке, и в основе. Он изменился, когда перешёл на работу в главную команду?
– С того момента отношения между мной и другими игроками молодёжки стали сугубо профессиональными. Шёл рабочий подсказ: он объяснял ошибки, подбадривал. Личных отношений уже не было.
– Шаронов сам по себе опытный защитник в прошлом. Ты у него что-то полезное успел почерпнуть?
– Он дал многие, много работал с защитниками. Мы больше занимались тактикой. То, как корпус правильно ставить в каких моментах, когда мяч на фланге. Как обороняться и стоять, когда нас зажали.
– Когда Шаронов тренировал молодёжку, ты за неё почти не играл. Тренировался с основой, спускался на игры в молодёжную команду, но там не получал практику. Почему?
– Ему из основы говорили, что вот эти парни должны сыграть тайм. Но он иногда мог вообще не выпустить. Так было чаще вначале, под конец уже стал давать время. Видимо, ему на это указали, не знаю. А вообще у него играли те, кто с ним тренировался.
– Как думаешь, что у него не получилось с основной командой? Не сумел перестроиться с уровня молодежного первенства?
– Думаю, было рано сразу после молодёжного первенства начинать работать с главной командой. Ему дали готовых ребят. Думаю, в том, что «Рубин» выигрывал первые матчи прошлого сезона, большая заслуга самих игроков команды. А потом всё пошло не очень хорошо…
– Ты регулярно вызываешься в состав юношеской сборной где тоже работают молодые тренеры Кержаков и Быстров. Расскажи, какие они наставники?
– С ними в команде замечательно. Быстров – очень позитивный человек. Он всегда с нами, заходит в комнаты, может в PlayStation поиграть, поговорить на любые темы.
Александр Анатольевич местами строгий. Его игровой стиль похож на нижнекамский – особо не придумывать. Есть определенные варианты, и мы делаем только их. А так они оба очень хорошие люди.
– Как тебе нынешняя юношеская сборная по уровню. Стоит ждать от неё больших побед?
– Конечно. Я надеюсь, что будущий Евро мы выиграем. У нас нормальный уровень. Кто-то играет в премьер-лиге, многие выступают в ФНЛ: за «Спартак-2», «Чертаново», «Краснодар-2». Хорошая команда, в общем.
Владимир Быстров (в центре) и Александр Кержаков (справа) / фото: rfs.ru
– Какие у тебя планы и взгляды на будущее? «Рубин», «Нефтехимик» или что?
– В Нижнекамске аренда до конца сезона. Мне бы хотелось набраться здесь игровой практики, опыта, чтобы мы могли полноценно конкурировать в «Рубине» и оставаться там. Надеюсь, здесь с Микушиным этого доберём и на сборах постараемся показать, что можем выигрывать конкуренцию. Если нет – отложим это на год.
– В «Рубине» сейчас не очень много игроков на твоей позиции. В случае цикла травм у них или других обстоятельств, готов к тому, что, например, зимой тебя вернут в Казань и поставят играть?
– Думаю, я готов. Наверное, у меня прошёл тот момент, когда я всё ждал. Сейчас уже созрел, хоть и не самый большой у меня возраст.
– Ты ведь очень долго тренировался с основой «Рубина», но так и не сыграл. Что ты чувствовал эти четыре года?
– Обидно не было. Я все понимаю: были хорошие конкуренты на позиции. Просто тренировался и делал всё, что от меня зависело. Решение было за тренерами.
УЧИТСЯ В ПОВОЛЖСКОЙ АКАДЕМИИ И ХОЧЕТ ПОИГРАТЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ
– Ты учишься в Поволжской академии. По какой специальности? Кем ты будешь на момент выпуска?
– Я учусь на футбольного тренера. Буду хорошим тренером.
– По окончании учёбы с кем сможешь работать, получив образование?
– Если честно, то пока я об этом не задумываюсь. Я играю в футбол и не знаю, как куда и что будет там.
– Кем ты видишь себя через десяток лет карьеры?
– Хотел бы себя видеть опытным хорошим защитником. Было бы неплохо, конечно, уехать за границу и набраться опыта. Но не знаю, дай бог до РПЛ дорасти.
– Кстати о загранице. Ты готов к резкой перемене места жительства ради интересного чемпионата?
– Да, я готов. Но чтобы ехать, надо сразу знать язык. Либо ехать на условии наличия переводчика, наверное.
– Как у тебя с английским?
– Ой, тут бы русский поправить.
– А если говорить о чемпионатах, за каким следишь?
– Мне нравится английская премьер-лига, однозначно. Там «Ливерпуль».
– А из игроков ван Дейк, я так понимаю?
– Из защитников скорее нравится, как играет де Лигт. А не из игроков обороны – Криштиану.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Илья АГАПОВ
Амплуа: защитник
Дата рождения: 21 января 2001 года
Место рождения: Казань
Карьера: «Рубин» (Казань) – 2019/20; «Нефтехимик» (Нижнекамск) – 2020 - н.в.
Бердыев назвал его будущим «Рубина». Микушин вырос в закрытом городе и с 16-ти лет в большом футболе
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 17
Из Юдино в сборную СССР: история Виктора Колотова, которого уважал Лобановский 2
Тренер-аналитик «Динамо-ЛО» стал уличным музыкантом, прошёл курсы пармастера и воспитывает четырёх детей 8
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Год Овечкина: хет-трик «Вегасу», тяжелейшая травма в карьере, безумная форма в 39 лет 1
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 17
Тренер-аналитик «Динамо-ЛО» стал уличным музыкантом, прошёл курсы пармастера и воспитывает четырёх детей 8
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Новогодний подарок от «Ак Барса» и «Авангарда»: две драки, огненный Якупов и казус года с телефоном Дыняка 2
Из Юдино в сборную СССР: история Виктора Колотова, которого уважал Лобановский 2