«На Олимпиаде мы жили в тюремных камерах с туалетом в коридоре»
Александр Завьялов в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о том, как пробивался в национальную сборную через успехи на Универсиаде, жил в американской тюрьме, и о том, как коньковый стиль едва не привёл к краху советского лыжного спорта.
«ОДИН ИЗ МОИХ ЛУЧШИХ ДРУЗЕЙ - ВОСПИТАННИК ТАТАРСТАНСКИХ ЛЫЖ РУЗАЛИН БАКИЕВ»
– Александр Александрович, вы – единственный советский лыжник, который дважды выиграл общий зачет Кубка мира, хотя попали в сборную только в 24 года...
– Ну, в состав сборной СССР я попал пораньше, когда в 22 года меня привлекли на сборы перед чемпионатом мира. Другое дело, что меня привлекли, а я перестал показывать высокие результаты. И на чемпионат мира меня не повезли, ограничив стартом на зимней Универсиаде в Чехословакии. Кубков мира на тот момент еще не было, первый провели только в 1981 году, который я в итоге и выиграл. Поэтому универсиадские старты воспринимались со всей серьезностью, как еще и Спартакиаду дружественных армий, я же представлял Вооруженные силы. Но вернусь к Универсиаде, которую открыл не кто либо, а сам генеральный секретарь компартии ЧССР Густав Гусак, на тот момент первое лицо социалистической Чехословакии.
– Сейчас подобное серьезное отношение ожидается к старту в Красноярске в 2019 году...
– Да, согласен, можно провести подобные аналогии. В этом году мы с Николаем Зимятовым были в Красноярске в рамках проекта «Все на лыжи», организаторами которого выступают федерация лыжных гонок России, компания «Русал», и энергетическая компания Н-Плюс. Этот проект позволяет привлекать детишек 13 - 16 лет к соревновательной деятельности, поскольку, в отличие от многих других видов спорта, в наш вид приходят попозже, а потому подобных турниров просто нет. Федерация лыжных гонок мобилизовала ветеранов нашего вида спорта, помимо нас с Зимятовым, это и Лариса Лазутина и Анфиса Резцова, рассказываем о славном прошлом отечественных лыж, сами дети готовятся к подобным встречам, изучают историю, даже напоминают нам о каких-то вещах, уже подзабытых. Это очень важно я считаю, поскольку нельзя творить современную историю, забывая о прошлом. Я сам, кстати, живо интересуюсь историей лыж, в том числе для этого я впервые в жизни приехал в Казань, ранее просто не случалось, хотя один из моих лучших друзей – Рузалин Бакиев, воспитанник местных лыж, уроженец Казани, с которым мы вместе долгое время жили в одних гостиничных номерах, как на сборах, так и на соревнованиях.
«НА ОЛИМПИАДУ В ЛЭЙК-ПЛЭСИД Я ПОЕХАЛ ЗАПАСНЫМ»
– Вы дебютировали в сборной, как член студенческой команды…
– Да, я туда поехал, провалив старты на Кубке СССР в грузинском Бакуриани, и не отобравшись на чемпионат мира. А до этого я выступал на Спартакиаде народов СССР, где лучшим результатом было 146-е место. Глядя на всё это, тогдашний главный тренер сборной Союза Борис Быстров делегировал меня на Универсиаду, где я хотя бы подобрался к своему пику. Выиграл гонку на 30 километров, и стал чемпионом в составе эстафетной команды. Отмечу, что в числе чемпионов той Универсиады был болгарин Иван Лебанов, в будущем бронзовый призёр Олимпиады-1980. За успехи на Универсиаде нам вручили удостоверения мастеров спорта международного класса, что было очень почетно во времена СССР. Но даже таких результатов было недостаточно, чтобы попасть в основной состав национальной сборной, и в олимпийский Лэйк-Плэсид я поехал в числе запасных. Причем, у меня была как спортивная роль, так и неофициальная. На правах более старшего товарища я должен был приглядывать за еще одним новичком сборной Сашей Чайко. Времена ведь тогда были суровые, «холодная война» была в самом разгаре.
– Да уж, ваш коллега по биатлонной сборной Анатолий Алябьев вспоминал, что во время торжественной церемонии открытия Игр, какой-то американец, знавший русский язык, кричал в мегафон с пригорка – «Русские свиньи».
– Слова Алябьева подтвердить не могу, не помню, возможно, я просто не обращал внимания на обстановку вокруг, хотя на открытии Олимпиады я присутствовал. При этом жить нам пришлось в олимпийской деревне, в которой впоследствии открыли тюрьму. Это общеизвестный факт, мы стали первыми её обитателями. Что вспоминается? Двухместный номер, впоследствии превращенный в камеру, с умывальником и двухярусными кроватями. Причем, на них можно было только лежать, поскольку даже я, не самого высокого роста, мог сидеть на нижней кровати только в полусогнутом состоянии. Первый этаж был отдан под душевые и туалеты, которых, кстати, в номерах-камерах не было. Неудивительно, что мы в свои номера ходили только спать, а основное время проводили в холле, где можно было и последние новости узнать.
– Будучи в холле, вы могли узнавать новости, обсуждать всё то, что было наиболее запоминающимся на той Олимпиаде. Начнем с поражения наших хоккеистов от американцев, охарактеризованное, как «Чудо на льду».
– Да мы даже не знали об этом поражении от американцев, поскольку нам предстоял старт на 50 километров, и о неудаче хоккеистов нам никто не сказал. Уже на финише мы узнали о поражении хоккеистов, что сразу оставило от Олимпиады гнетущее впечатление. Настолько, что по ее итогам мне не присвоили звания заслуженного мастера спорта, несмотря на олимпийскую медаль. Там у нас было еще обидное поражение от немок по итогам лыжной эстафеты, хотя я обратил потом внимание, что и немцы и немки перед официальными стартами уезжали к себе в ГДР, а оттуда возвращались в такой хорошей форме, что готовы были биться за медали самой высокой пробы. Ну, вот, сами делайте выводы. Так у них был один лидер Барбара Петцольд, которую стоило опасаться в индивидуальных гонках, а они в итоге выиграли женскую эстафету, в которой бежали еще две девушки. Но, в целом, олимпийцы вряд ли могут оценивать старты своих коллег, поскольку каждый сосредоточен, прежде всего, на себе. К примеру, у нас, лыжников, старты были через два дня, откуда нам взять время и сил, чтобы отвлекаться на что-то постороннее?
«НА ЭСТАФЕТУ МЕНЯ НЕ ПОСТАВИЛИ. СКАЗАЛИ, ЧТО МОЛОД ЕЩЕ»
– Как вы соревновались на дебютной Олимпиаде?
– Первой моей гонкой был старт на 15 километров. Причем, я отправился вторым номером, перед мной был какой-то монгол, которого я догнал через 200 метров, и в итоге я всем остальным торил лыжню. Но прибежал седьмым, что было неплохим результатом. Краем уха слышал о том инциденте, когда огромный финн Юха Мието разнес к чертям какое-то временное помещение, поскольку стал вторым, отстав от чемпиона – шведа Томаса Вассберга – на сотую секунды. В итоге, правила в дальнейшем изменили, и сотые отменили, начав впоследствии присуждать по две медали.
– Почему вас не взяли в эстафетную команду?
– Тренеры сказали, что я молод еще. Николай Зимятов уже стал олимпийским чемпионом, Василий Рочев был призером, а еще у двоих – Николая Бажукова и Евгения Беляева был олимпийский опыт Инсбрука-1976. В итоге тренерский расчет оказался оправданным, поскольку ребята выиграли «золото». Но мне дали шанс на «полтиннике», где я финишировал третьим.
– Через год после олимпийского дебюта вы выиграли первый в истории Кубок мира...
– Да, опередив в итоге знаменитого норвежца Оддвара Бро. Перед заключительным этапом я опережал Бро на два очка. Я прилетел на старт, пошел знакомиться с трассой. А мне показали местного лыжника, у которого было полностью разодрано лицо. Он там упал, поскольку снега на трассе не было, сплошной лёд, Ну, думаю, надо потихоньку пройти всю трассу, познакомиться с ней. Прокатился 15 километров, вроде бы все понял. А ночью там выпал свежий снежок. То есть, условия на трассе меняются. Ну, ладно, мы намазали лыжи, ждём старта, а за полчаса до него пошел еще один снег, и вся наша смазка была насмарку. Я бежал по трассе как школьник, где-то елочкой, где-то лесенкой, тем не менее, финишировал шестым, а Бро четвертым, и мне хватило отрыва для итоговой победы.
– Вот мы и подобрались к историческому чемпионату мира 1982 года, когда две команды поделили «золото», а еще две – «бронзу». Кто выиграл в итоге: вы или норвежцы?
– Они до сих пор считают, что выиграла Норвегия. Я, как участник заключительного этапа эстафеты, убежден, что пересек финишный створ чуть раньше Оддвара Бро. Но спорить об этом будут до скончания наших дней. Только что перед Олимпиадой в Пхёнчхане эту тему поднимал корреспондент американской газеты, хотя, казалось бы, какое им дело до разборок русских и норвежцем 36-летней давности, да еще и не в самом популярном в США лыжном спорте. Тем не менее…Норвежцы даже в 2007 году устраивали нечто вроде исторической реконструкции той эстафеты, когда нас одели в ту же форму, с теми же номерами, также ломали палки по дистанции. А реалии-то изменились. У них в 2007 году была раскатанная лыжня, как для конькового хода, а мы же бежали классикой. Я говорю – хотите исторической правды, нарежьте лыжню, как в 1982-м».
Вообще, надо начать с того, что тот чемпионат складывался для нас очень неудачно. В сборной произошла смена поколений, сошли Бажуков, Беляев, Рочев, Зимятов, традиционно для себя выходил на пик формы в олимпийский сезон. И у нас эстафета состояла из молодежи. Вот у нас дебютант Володя Никитин с первого этапа привез 1.47 отставания. Дальше побежал Саша Батюк.
«НА ЧЕМПИОНАТЕ В ЗЕЕФЕЛЬДЕ ПРОИЗОШЛА ЛЫЖНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»
– Который еще годом ранее был Козел...
– Да, поменял фамилию, но это не мы его замучили шутками, он самостоятельно пришел к решению о смене фамилии. Третий этап бежал Юрий Бурлаков, все дебютанты крупных международных соревнований. А у норвежцев бежали опытнейшие Уве Аунли, который вместе с сестрой Берит Аунли, уже был героем домашнего чемпионата мира. Бежал Бро и Пол-Гуннар Миккельсплясс, который, на наше счастье завалил третий этап, упав на нем, и позволив нам догнать хозяев лыжни. В итоге я уходил на свой этап уже лидером, чуть-чуть опережая Бро, но там дальше пошли тактические расклады. В итоге мы добрались до финиша, где моя лыжа, как я считаю, финишировала раньше норвежца. Хотя он все равно будет считать по-своему. Но, в целом, уникальность этой эстафеты еще и в том, что и Финляндия со сборной ГДР разделили третье место.
– История утверждает, что именно на чемпионате мира 1982 года американец Билл Кох впервые побежал коньковым ходом, став в итоге одним из призёров...
– Нет. Вот через год у Коха уже был стиль катания, который напоминал коньковый, и он им бежал на последнем этапе Кубка мира в Канаде. Причем, это был не совсем конёк, скорее полуконёк, и никаких дивидендов Коху не принес, поскольку он просто содрал смазку с лыж. Я в итоге выиграл во второй раз общий зачет Кубка мира.
– Вы заинтересовались новым стилем лыжного спорта?
– Мы начали пробовать и полуконёк, и конёк, и со смазками экспериментировали, намазывая и всю лыжу, и только её часть. Долгое время не могли разобраться во всех премудростях. К счастью, на Олимпиаде в Сараево этот стиль не принес столь революционных результатов, как на чемпионате мира 1985 года в австрийском Зеефельде. Там была просто катастрофа для наших лыж, и случилась лыжная революция.
– А в Сараево конёк еще не был настолько массово освоен конкурентами?
– Да, хотя шведы его уже вовсю использовали. Помню, бегу я полтинник, поднимаюсь в горку вместе с Вассбергом, а на равнине он от меня уезжает, как от стоячего. В эстафете мы были вторыми, так там такая уже история была у Зимятова со Сваном, когда Гунде от него уезжал.
Нам еще везло на той Олимпиаде, что по её ходу был неимоверный снегопад, на котором конек не так эффективен. Организаторы хотели даже переносить гонки, но не сделали этого. И в этом снежном месиве Зимятов стал чемпионом на тридцатке, а я финишировал вторым.
– Одним из итогом появления конькового стиля, я считаю то, что полностью обновилась мировая лыжная иерархия. Раньше на самом верху были четыре страны: СССР и Финляндия, Норвегия и Швеция. А тут…
– А тут выяснилось, что в лыжном спорте медали могут завоевывать итальянки и итальянцы, у которых начал блистать возрастной Маурильо де Зольт, швейцарцы, чехословаки. Мы их ранее и за конкурентов-то не считали. 1985 год был, конечно, катастрофичным. Помимо самого конькового стиля, изменился инвентарь: лыжи стали короче, палки длиннее, мы к этому не могли привыкнуть.Только девчонки наши выручили, выиграв эстафету.
В наше оправдание хочу заметить, что по отношению к коньковому ходу не было единого мнения и у тогдашнего руководства международной федерации лыжного спорта. То ходили слухи, что оно собирается его отменять, то организаторы соревнований максимально затрудняли передвижение по ним коньком, сужая трассы при подготовке к стартам. В ответ лыжники шли на свои ухищрения. Тот же Вассберг на одном из стартов намазал мазь не на лыжи, а на наклейку, пробежал так пять километров, после чего содрал наклейку с мазью, и убежал от всех на своем коньке. Но в дальнейшем, видя, что использование конькового хода привело к популяризации лыж, к тому, что все больше и больше стран начали завоевывать медали на крупных стартах, его признали, и уже следующий чемпионат мира 1987 года в Оберстдорфе официально провели двумя стилями: классическим и коньковым. Увы, но я не дождался этих изменений, и ушел из спорта, как и все представители моего поколения – и Бурлаков, и Батюк, и Зимятов.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Александр ЗАВЬЯЛОВ
Дата рождения: 2 июня 1955 года
Место рождения: Москва
Достижения: «серебро» Олимпиады-1984 на 30 км., и в эстафете, «бронза» Олимпиады-1980 на 50 км, «золото» ЧМ-1982 в эстафете, «серебро» ЧМ-1982 на 15 км, обладатель Кубка мира (1981, 1983), чемпион Универсиады-1978 на 30 км., и в эстафете.
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 17
Из Юдино в сборную СССР: история Виктора Колотова, которого уважал Лобановский 2
Тренер-аналитик «Динамо-ЛО» стал уличным музыкантом, прошёл курсы пармастера и воспитывает четырёх детей 8
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Год Овечкина: хет-трик «Вегасу», тяжелейшая травма в карьере, безумная форма в 39 лет 1
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 17
Тренер-аналитик «Динамо-ЛО» стал уличным музыкантом, прошёл курсы пармастера и воспитывает четырёх детей 8
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Новогодний подарок от «Ак Барса» и «Авангарда»: две драки, огненный Якупов и казус года с телефоном Дыняка 2
Из Юдино в сборную СССР: история Виктора Колотова, которого уважал Лобановский 2