комментарии 0 в закладки

Единственная суперзвезда женского хоккея

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» приводит перевод материала Sportsnet об Анджеле Джеймс – удивительной хоккеистке, которая набирала по 70 очков за сезон, использовала силовые приёмы и не смогла сыграть на Олимпиаде из-за болезни.


Анджела Джеймс заявила о себе уже за пять матчей первого в истории чемпионата мира среди женщин в 1990 году. Она с легкостью забила 11 голов. Её 13 очков привели сборную Канады, выступавшую в розово-белой форме, к золотым медалям.

Кесси Кэмпбел-Паскаль была подростком, одной из миллиона, кто наблюдал за этим турниром по телевизору. «Ей не было равных, – говорит двукратная олимпийская чемпионка о Джеймс, которая позже стала её одноклубницей. – Думаю, она была первой звездой женского хоккея».

Вне сомнений. И если бы Анджела играла сейчас, её имя было бы на слуху. Темнокожая девушка выбралась из бедных кварталов благодаря своему хоккейному таланту и грубому стилю игры, который уже никогда не встретишь в женском хоккее – запрещены силовые приёмы. Из-за того, что она никогда не выступала на Олимпиаде, одна из самых влиятельных хоккеисток оказалась в забытии. Это очень грустно – и для самой Анджелы, и для хоккейных болельщиков. Её история уникальна. Таких игроков больше никогда не будет.

Джеймс росла в бедном белом районе на севере Канады. Её мама Донна в одиночку растила шестерых детей. Джеймс проводила всё свободное время на катке, где, по её словам, «нужно было осматриваться по сторонам». «Много людей попадали в передряги». Она имеет ввиду наркотики, самоубийства и изнасилования.

Анджела начала играть хоккей на улице в восемь. Уже в девять она играла в лиге с мальчиками. Правда, недолго. «Я провела там один сезон, и неожиданно руководители подумали, что девочки не должны играть в хоккей», – говорит Джеймс. На самом деле, причина была очевидна: Анджела стала лидирующим бомбардиром лиги.


Она продолжила играть со своими сверстницами, пропуская уроки в школе (её едва не исключили) и затевая драки. Однажды её побили одноклассницы – Джеймс разобралась с каждой по отдельности. Со временем на севере Торонто стало появляться больше темнокожих семей. Джеймс чувствовала, что обстановка накаляется, но она всё время проводила на катке и не замечала проблем.

Анджела произвела фурор. Она так доминировала, что уже в школе играла с 20-летними во взрослой лиге. «Поначалу я была такой размазнёй, – вспоминает Джеймс. – В конце концов, я собралась и решила доказать обратное тем, кто считал, что меня можно списывать со счетов. В это время сформировался мой стиль. Я не знала, как играть по-другому. Силовые приёмы были частью игры, и мне нравилось их применять».

После того, как в колледже Сенека Анджела забила 50 голов и набрала 73 очка всего за 14 матчей (больше хет-трика в среднем за игру), её прозвали Уэйном Гретцки женского хоккея. Кэмпбел-Паскаль считает, что её стиль игры был больше похож на Горди Хоу: «Она могла вытолкнуть соперницу в другую страну. Серьёзно. Она играла очень грязно. Но вне площадки это был приятный и милый человек. То же самое можно было сказать про Горди».


Фото: Брюс Беннетт / Getty Images


Даниэль Сайвегу, который выиграл со сборной Канады первое «золото» женского турнира на Олимпиаде в 2002, наблюдал за Джеймс в лучшие времена. «Каждый раз, когда «Торонто» и Анджела приезжали в Квебек, казалось, что прибыл торнадо, – говорит он. – У неё был лучший бросок в женском хоккее. Она не боялась силовой борьбы. Она могла забить в любой момент и ещё отлично каталась». Мелоди Дэвидсон, который тренировал Джеймс в сборной в середине 90-х, помнит, как впервые увидел её: «Она вышла на лёд, дошла до красной линии, бросила оттуда и забила. Вот такое знакомство. Её талант опередил время».

Кэмпбел-Паскаль привела случай с чемпионата мира-1994. В финальном матче американцы имели преимущество в первом периоде. «И тут включилась Андж, – говорит Кэмбел-Паскаль. – Она оформила хет-трик». Канада выиграла - 6:3. Ни один игрок в женском хоккее не был способен на что-то такое.

Это была третья золотая медаль на чемпионатах мира для Джеймс. Но запомнили её не из-за этого: Анджела – единственный темнокожий игрок в истории Канады, которая становилась капитаном сборной. В 2008 году она стала первой темнокожей женщиной, которую ввели в зал славы ИИХФ. Когда Рене Фазель позвонил Анджеле, она подумала, что её разыгрывают. Также в 2010 она стала первой женщиной в зале славы хоккея. В конце концов, канадская женская хоккейная лига назвала титул лучшему бомбардиру в её честь.

Одно решение навсегда определило карьеру Анджелы. Так считает она сама. Её исключили из сборной во время Олимпиады-1998. Тогда 34-летняя Джеймс не знала, что у неё болезнь Грейвса (избыточное выделение гормонов щитовидной железой) и из-за неё она теряла вес и силу. Анджела хорошо помнит момент, когда ей сообщили об исключении из сборной. Она вошла в тренерскую. Главный тренер Шэннон Миллер сказал, что она не в команде. «Вы совершили ошибку», – ответила Джеймс.

Она вышла из комнаты, собрала чемоданы, вернулась в Торонто и несколько дней плакала. Она не посмотрела ни одной минуты Олимпиады и не увидела, как Канада проиграла США в финале. «Я уверена, что её должны были оставить в команде, – настаивает Кэмпбел-Паскаль. – Она определяла результат. Тренеры доверились мне, но лучше бы лидером была Анджела. Это было большой ошибкой». Ошибка заключалась в том, что болельщики не увидели Джеймс на крупнейшем турнире. «Люди бы знали, кто она такая, – говорит Кэмпбел-Паскаль. – Все бы знали: никто в хоккее не встречал на своём пути столько препятствий, сколько Анджела».

Джеймс считает своим главным достижением то, что она, несмотря на болезнь, смогла вернуться в сборную. Её последний турнир – Кубок трёх наций в 1999 году. «Я смогла выступить на четырёх чемпионатах мира, и благодарна за это, – говорит Анджела. – Я сделала всё возможное и ни о чём не сожалею».

Болельщики, которые не увидели Анджелу на Олимпиаде, однако, сожалеют.

Кристина Разерфорд / Sportsnet
Перевод: Артур Валеев

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх