Хоккейная академия по Захаркину. Как экс-тренер «Салавата Юлаева» помогает «Ак Барсу»
Экс-главный тренер «Салавата Юлаева» Игорь Захаркин в соавторстве с бывшим начальником научно-образовательного центра КХЛ Виктором Горским написали научную статью для академии «Ак Барса». Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» приводит эту публикацию.
В предисловии к статье они раскритиковали работу хоккейных академий в стране, сообщив, что «кроме названия и формального обозначения в нормативных и методических документах академий полностью отсутствует понимание организации и смысловой составляющей их работы». И предложили свои подходы к организации научно-методической работы в академиях хоккея.
Игорь Захаркин | |
Фото: Айрат Сайфутдинов |
ПРИНЦИПЫ, БЕЗ КОТОРЫХ АКАДЕМИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ДЮСШ
Нам представляется Академия как организация, обязательными атрибутами которой должны быть:
– Проведение систематических прикладных научных исследований в области научно-методического обеспечения, теории и методики хоккея, имеющих непосредственный выход в практику, и внедрение их в учебно-тренировочный процесс.
– Отбор и селекция для дальнейшего развития мастерства наиболее способных и талантливых хоккеистов, начиная с 16 лет, проживающих в регионе дислокации Академии, а также очень талантливых, отбирающихся в Академию из других регионов РФ.
– Профессиональное развитие тренерских кадров: не только самой Академии, но и региона её дислокации.
Без реализации указанных принципов любая Академия превращается в обычную ДЮСШ.
В организационном смысле Академия может быть построена двояко:
– В состав Академии входят детско-юношеские хоккейные школы, в которых занимаются дети с 5 - 6 лет, а также входят и группы отобранных игроков, начиная с 16 лет.
– В состав Академии детские школы не входят, а входят только группы отобранных игроков, начиная с 16 лет.
КАК ОТОБРАТЬ ЛУЧШИХ ИЗ ЛУЧШИХ
В любом случае Академии должны оказывать методическую помощь тренерам местных детско-юношеских хоккейных школ, организовать для них систему повышения профессионального уровня.
Таким образом, в Академии создаётся эффективная вертикально интегрированная структура многолетней подготовки хоккеистов в целях развития профессионального мастерства игроков включающая:
– Тестирование уровня подготовленности юных хоккеистов ДЮСШ, отбор и селекцию в соответствии с программами и методиками, разработанными в Академии, и на этой основе по спортивному принципу формирование отобранных групп и команд игроков старших возрастов, начиная с 16 лет.
– Селекция игроков из других регионов РФ и приглашение их в состав отобранных групп и команд Академии по спортивным критериям, разработанным в Академии.
– Переход по спортивному принципу воспитанников Академии в профессиональные клубы и команды, выступающие в чемпионатах МХЛ, ВХЛ и КХЛ.
Для этого Академии проводят отбор, селекцию и скаутинг, начинают собирать методический материал о юных хоккеистах начиная с начала занятий детей хоккеем. И к моменту, поступления в специально отобранные группы Академии на каждого кандидата имеется досье (паспорт игрока), включающее экспертную оценку тренеров, показатели эффективности игровой деятельности, показатели тестирования, показатели медицинских наблюдений, данные физиологов и биохимиков, результаты психологических тестов. Таким образом, на каждого занимающегося хоккеем ребенка создается его спортивный паспорт, позволяющий точно понимать нюансы спортивного развития юного хоккеиста, прогнозировать его потенциальные возможности.
Таким образом, в старшие группы Академии отбираются лучшие из лучших по результатам спортивной деятельности и имеющие лучшие предпосылки стать профессиональным хоккеистом.
Фото: Айрат Сайфутдинов |
СХЕМА РАЗВИТИЯ МАСТЕРСТВА
Что такое Академия в образовательном смысле? Это фактически спортивно-учебное заведение, в котором молодые люди совершенствуют свое спортивное мастерство, с одной стороны. А с другой, готовят себя к профессиональной работе в области физической культуры и спорта. Кроме того, в Академии должно обеспечиваться всестороннее гармоничное развитие личности в смысле получения общего образования, повышения культурного уровня, патриотического воспитания.
Мы остановимся только на спортивной составляющей работы Академии.
В процессе обучения в Академии хоккеист получает большой объем знаний и навыков в теории и практике хоккея. Для эффективного развития спортсмена тренеры работают в тесном контакте с учеными: специалистами в области теории и методики хоккея, медиками, физиологами, биохимиками, психологами, педагогами. Это позволяет индивидуализировать тренировочное занятия! Добиваться наивысшего эффекта!
Принципиальная схема развития мастерства юного хоккеиста в Академии выглядит следующим образом:
– Тестирование.
– Общая подготовка, включающая развитие кондиционно – координационных возможностей.
– Компенсационные упражнения.
– Специальная подготовка, включающая совершенствование всех технических действий хоккеиста, индивидуальные, групповые, звеньевые и командные тактические действия.
– Большое внимание уделяется психо–мотивационной подготовке, умению принимать наилучшие решения в экстремальных ситуациях матча, стрессоустойчивости, повышению надежности выполнения технико–тактических действий в матче и серии матчей, толерантности и пониманию принципов построения команды.
– Особо важное внимание уделяется процессу восстановления спортсмена, а также правильному питанию и приему жидкостей.
Следует выделить структуру содержательной направленности индивидуальной подготовки:
– Оценка подготовленности хоккеиста по всем показателям.
– Характеристика содержательной направленности.
– Методология.
– Диагностика и систематизация тренировочного плана в процессе самостоятельного тренировочного процесса.
– Ментальная подготовка.
– Система восстановления.
– Система питания.
Таким образом, создается модель индивидуальной подготовки игрока:
– Тестирование (диагностика).
– Интерпретация проблем.
– Профиль (паспорт) игрока.
– Планирование индивидуальной тренировки.
– Тренировочное занятие.
– Диагностика и сравнение.
– Коррекция тренировочных занятий.
СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Подготовка юного хоккеиста к основной профессиональной деятельности осуществляется в результате системы мероприятий. Основным является тренировочный процесс и соревновательная деятельность с последующим методическим анализом выполненной работы. Тренировочный процесс как на льду, так и вне льда - совершенствование физических качеств и функциональной подготовленности.
Для полноценного развития игроков важным является соблюдение принципа соревновательности, когда специально отобранные команды старших возрастов Академии играют с командами близкого уровня подготовленности и мастерства.
Контроль (диагностика) и коррекция индивидуальной подготовленности хоккеиста осуществляется в научно–методическом центре Академии. Именно там проводятся диагностические исследования уровня технической, тактической подготовленности, накапливается банк данных показателей соревновательной деятельности, медицинских, биохимических и физиологических параметров. Создается профиль личностных характеристик, особенностей психо–физических факторов. На основании получаемых данных разрабатываются практические рекомендации по оптимизации и индивидуализации учебно–тренировочного процесса.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Чрезвычайно важной составной частью научно–методического центра является методическая информационно-аналитическая система, включающая базу данных паспортов игроков, библиотеку научно-методических материалов, видеотеку лучших матчей всех ведущих лиг, видео материалы по индивидуальной, групповой, звеньевой и командной тактике.
Также система должна содержать информацию о тактических действиях при построении оборонительных действий в зоне атаки, средней зоне и зоны защиты для игроков всех амплуа. О тактических действиях при игре в атаке. Об игре в численном неравенстве. Видеоматериалы, помогающие совершенствовать все технические действия хоккеистов. Мотивационные ролики. И много другого материала, помогающего обучению и совершенствованию подготовленности воспитанника Академии.
Также обязательной и ответственной частью обучения хоккеиста в Академии является изучение образовательной программы, с добавлением занятий, проводимых преподавателями спортивных ВУЗов и спортивных функционеров из Министерства спорта и федерации хоккея.
Таким образом, Академия решает важную профессиональную и социальную задачу по воспитанию профессионального хоккеиста. Но, если, выпускник Академии не сумел закрепиться в профессиональном спорте в качестве спортсмена, то у него остается возможность продолжить свою профессиональную карьеру в хоккее в качестве тренера, рефери, менеджера или сотрудника научной группы.
Следует подчеркнуть, и это очень важно, что все выпускники Академии необходимы в разном качестве профессиональному спорту, что развивает и укрепляет Российский хоккей квалифицированными и образованными кадрами.
Источник: академия хоккея им. Юрия Моисеева
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 24
Алекно выиграл 10-й матч подряд, Абаев выбрал Казань, Соколов снова MVP. Итоги 20-го тура суперлиги 37
Главный тренер «Нефтехимика» сорвался на игроке: схватил за свитер и долго наставлял 1
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 12
«Не понимаю, что происходит с Хмелевским». Батрак – о «зелёном дерби» 1
Алекно выиграл 10-й матч подряд, Абаев выбрал Казань, Соколов снова MVP. Итоги 20-го тура суперлиги 37
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 24
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 12
Ашурматов и Рахмоналиев на пороге ухода из «Рубина». Почему? 4
Помните Дениса Макарова? Ярко начал в «Динамо», а теперь полирует скамейку запасных 4