«Теперь многие сравнивают меня с Биляловым». Ахтямов – о «Нефтянике», игре за «Ак Барс» и диалоге с «Торонто»
Интервью с MVP Кубка Петрова.
Вратарь Артур Ахтямов не первый год считается одним из самых перспективных воспитанников казанской школы. В минувшем сезоне он в составе альметьевского «Нефтяник» выиграл Кубок Петрова и стал лучшим игроком плей-офф ВХЛ. Успел Артур сыграть и за «Ак Барс», которому помог остаться на плаву после череды вратарских травм. Однако как в казанской команде, так и в «Нефтянике» Ахтямов был в аренде из «Торонто». Соглашение между командами подошло к концу, а действующий контракт Артура – с канадским клубом.
Где вратарь видит своё будущее, как «Нефтяник» отпраздновал победу в Кубке Петрова и чем красив город Торонто – в интервью «БИЗНЕС Online».
«Празднование чемпионства прошло спокойно и культурно»
– Артур, на днях прошёл чемпионский парад «Нефтяника». Впервые участвуете в таких мероприятиях?
– Да, это так. Мы ездили на автобусе по городу, затем началась концертная программа, но мы с командой уехали на банкет. Всё прошло просто супер, мне очень понравилось. Спасибо руководству, что организовало такое мероприятие. Сразу после банкета мы поехали домой. Сейчас эмоции немного улеглись, уже не такие, какие были в первые дни.
– На концерте выступили Элвин Грей и Pizza. Их слушаете?
– Да, у меня есть песни Pizza. Только вот жалко, что не остался на концерт. Нужно было сразу ехать домой.
– По окончании сезона у команды была встреча с тренерским штабом и руководством?
– Да, она была. Все поблагодарили друг друга за работу и пожелали удачи. Думаю, что тяжело будет таким же составом собраться в дальнейших сезонах. Кто-то из игроков уйдёт, кто-то придёт им на смену.
– Как в чемпионский день вы отпраздновали победу в Кубке Петрова?
– В раздевалке выпили шампанское и просто праздновали. Каких-то безумных поступков мы не совершали, всё прошло спокойно и культурно. Хотя всех в тот момент переполняли эмоции. Даже не верилось, что мы стали обладателями Кубка.
– Кому первым делом позвонили?
– Родителям. Они до вручения Кубка сами меня набрали, я ещё в тот момент был на льду. Они меня поздравили, а затем сами продолжили отмечать.
– На сегодня победа в Кубке Петрова – это главный момент в вашей карьере?
– Думаю, что на данный момент, да. Но надеюсь, что это только начало.
– Как планируете провести первый месяц после столь сложного сезона?
– Сейчас важно перезагрузиться и провести время на отдыхе. После этого прилечу в Казань, планирую неделю пробыть здесь. Дальше нужно будет начать подготовку к сезону.
– Некоторые игроки месяц не выходят на лёд, чтобы по нему соскучиться. Вы планируете делать нечто подобное?
– Нет, я так не делаю. Всегда стараюсь тренироваться, потому что тяжело без спорта. Всегда нужно как-то работать над собой, например, в зал ходить.
«После гола, пропущенного на последней секунде, не было никакой паники»
– В чём была главная сила «Нефтяника» в этом сезоне?
– У нас была очень сильная команда. Тренерский штаб, персонал – одним словом, все хорошо выполняли свою работу. Во многом поэтому мы здорово играли в нападении и много забивали. В обороне все пластались и ловили шайбы на себя.
– Что произошло в последние 10 секунд четвёртого матча с АКМ, когда «Нефтяник» пропустил гол?
– Это хоккей, здесь всё бывает. Нужно отдать должное сопернику, который хотел зацепиться за серию. Рад, что нам удалось выиграть в овертайме.
– Можно ли сказать, что команда чуть раньше нужного начала праздновать победу?
– Может быть, да. Но получилось, как получилось. Рад, что выиграли в овертайме.
– Вся команда побежала меняться, только один Фазылзянов не праздновал и остался на льду.
– Получается, что так. Может, немного ошиблись на пересменке, я сыграл неправильно и отбил шайбу перед собой.
– В тот момент АКМ выкатился на ваши ворота три против одного и забил гол. Что было в вашей голове?
– В первые секунды я просто не поверил, что такое произошло. Но нужно было успокоиться и продолжить игру.
– А что происходило в раздевалке между третьим периодом и овертаймом?
– Нужно отдать должное парням и тренерскому штабу, что никакой паники в раздевалке не было. Все быстро успокоились и настроились на овертайм.
– Были ли в вашей карьере шайбы, пропущенные на последней секунде овертайма?
– Возможно, что были, но я уже не помню. Эта шайба оказалась самой обидной, потому что счёт в серии 3–0, мы играем дома, и тут соперник сравнивает счёт на последней секунде основного времени. Ничего, это хоккей, такое случается.
– В первом периоде произошёл страшный момент, когда Крутов упал на лёд после удара в голову. Кирилл потерял сознание, но затем пришёл в себя. Сильно волновались за партнёра по команде?
– Да, тот эпизод смотрелся очень страшно. За то время, что мы находимся в «Нефтянике», мы очень хорошо сдружились с Кириллом. Хотелось ему помочь, но, слава Богу, что всё обошлось.
– Однако Кирилл быстро пришёл в себя и вернулся на арену по ходу матча. Знали об этом?
– Да, по ходу матча я увидел, как он стоят за бортиком.
– Четвертый матч с АКМ – самый эмоциональный в Кубке Петрова?
– Все матчи в минувшем Кубке Петрова получились эмоциональными. В финале три из четырёх игр завершились с разницей в одну шайбу. Здорово, что мы выходили из них победителями.
– Седьмой матч полуфинальной серии с «Рубином» нельзя назвать самым эмоциональным?
– Он получился очень тяжёлым. Для многих в нашей команде это был первый седьмой матч в их карьере. Очень рад, что мы выиграли.
– В четвёртом матче финала вы ударили соперника клюшкой. Это были эмоции?
– Чуть-чуть не сдержался, но я не хотел никому наносить травму. Замечу, что так лучше не делать.
– Перед началом серии именно АКМ называли фаворитом серии, но «Нефтяник» «всухую» закрыл финал. Удивились такому исходу?
– Нет, не удивился. Считаю, что счёт по игре, хотя хоккеисты АКМ хорошо играли. Но мы были сильнее, за что большое спасибо парням.
«Не совсем доволен своей игрой в первых раундах»
– Многие игроки после матча отмечали, что в победе велика заслуга главного тренера «Нефтяника» Артёма Анисимова. Какой это специалист?
– Он очень хороший тренер, по взгляду которого можно понять, что он от тебя требует. Пару раз было такое, что у меня не очень шла игра. Я заходил в раздевалку, видел его взгляд и всё понимал.
– Вы с Анисимовым пересекались ещё в «Ирбисе», где брали «бронзу» в Кубке Харламова. С тех пор он сильно изменился?
– Как мне кажется, нет. Разве что набрался опыта. Артем Вячеславович был очень сильным тренером, таким остался и сейчас.
– Можно ли назвать его жёстким тренером?
– Не могу так сказать. Если что-то идёт очень плохо, то он может повысить голос, но такое случалось редко.
– Также вы второй год подряд работаете в «Нефтянике» с тренером по вратарям Денисом Франскевичем. Как выстраивается процесс общения между вами и им?
– Он подсказывает мне какие-то микромоменты, которые я пытаюсь воплотить в игру. Когда он сам играл, то был хорошим вратарём. Денис Валерьевич – очень хороший тренер, друг и психолог.
– Во время матчей вы общаетесь?
– Он подходит ко мне в перерыве, даёт напутственные слова на следующий период и в целом информацию по ошибкам. Иногда он может мотивировать, иногда, наоборот, успокоить.
– Молодой Франскевич и опытный тренер по вратарям «Ак Барса» Сергей Абрамов чем-то схожи?
– Они оба очень сильные тренеры. Мы с Сергеем Михайловичем работаем долгие годы, спасибо ему за это.
– Если посмотреть на все вратарские показатели минувшего Кубка Петрова, то по всем вы идёте в лидерах. Насколько сами остались довольны своим выступлением?
– Я доволен тем, что мы взяли Кубок. Если говорить лично про меня, то можно было сыграть лучше. В первых двух раундах были ошибки с моей стороны. Но спасибо парням за то, что поддерживали меня и ловили шайбы на себя.
– Вы взяли Кубок Петрова в 2024 году. Помните ли о победе «Нефтяника» 2016 года?
– Не могу сказать, что помню, потому что в 2016 году я был слишком юн. Хотя многие вспоминают ту победу и теперь сравнивают меня с Тимуром Биляловым. Мы выиграли Кубок примерно в одном возрасте и играли в сильных командах.
«После каждого раунда Кубка Петрова мне писали из «Торонто»
– Минувший сезон вы находились в «Ак Барсе» и «Нефтянике» на правах аренды, а действующий контракт имеете с «Торонто». Где видите своё будущее?
– Честно говоря, совершенно не думал об этом. Сезон завершился – хочется отдохнуть и абстрагироваться от хоккея. Все решения будут приниматься потом.
– Есть ли у вас какие-то приоритеты?
– Они есть, но пока что не хочу их озвучивать.
– Как происходит ваша коммуникация с «Торонто»?
– Они поздравили меня с недавней победой. Если брать сезон в целом, то после каждого раунда я общался с тренером по развитию «Торонто», который отвечает за развитие игроков. Он тоже разбирал мою игру, говорил, какие у меня есть ошибки.
– Предположим, что Денис Франскевич вам говорит, что ваша стойка должна чуть выше. Тренер из «Торонто», наоборот, отмечает, что она должна быть чуть ниже. Кого в этом случае вам нужно слушать?
– Такие моменты бывали. Я старался разговаривать и с Денисом Валерьевичем, и с тренером из «Торонто», и вместе мы приходили к общему знаменателю.
– Тренер по развитию из «Торонто» – швед по национальности. Как вы с ним общаетесь?
– Мы общаемся на английском языке. Иногда к нашим беседам подключается Олег Корешков, который работает в системе «Торонто». Он помогает с переводом.
– Как у вас обстоят дела с английским языком?
– В школе я его не учил. Перед первой поездкой в Торонто начал изучать. По ходу сезона тоже занимаюсь.
– Наверное, с английским вам помогал Артемий Князев, который долго играл за океаном...
– Да, бывало, что он мне что-то подсказывал. Артемий хорошо знает английский, мне пока что тяжело с ним разговаривать на этом языке.
«Хотелось бы съездить в Торонто этим летом»
– Следите ли за выступлением «Торонто»?
– Слежу и болею. Надеюсь, что он выиграют Кубок Стэнли в этом году. «Торонто» – очень сильная команда, которой всё по силам.
– «Торонто» принадлежат сразу два воспитанника казанской школы: вы и Вячеслав Пекса. Общаетесь ли с ним?
– Да, мы общаемся, но в силу разных часовых поясов делаем это реже. Но мы поздравляем друг друга с большими победами и не только.
– Сколько раз вы побывали в Торонто?
– Дважды. В первый раз я ездил на две недели, а в том году я там пробыл три недели. Я тренировался, отдыхал и разгрузился в эмоциональном плане. Другая страна, другая культура, много всего интересного. Я много путешествовал, изучал новые места.
– Посетили пляж озера Онтарио?
– На пляж не ездил, старался ходить по знаковыми спортивным местам. Например, посетил Зал хоккейной славы.
– Поедете ли в Торонто этим летом?
– Хотелось бы съездить. Это нужно для того, чтобы разгрузиться и подготовиться к сезону. Если смогу посетить новые места, то будет здорово. Также поездка в Канаду – возможность попрактиковаться в английском языке.
– Сложно ли сейчас сделать визу в США или Канаду?
– Не могу точно сказать. У меня этими вопросами занимается агент, спасибо ему за это.
– Все знают, что зимой в Канаде холодно. А летом?
– Примерно всё то же самое, что и в России. Бывало жарко, помню, и дожди шли.
– Год назад вы подписали контракт с «Торонто» и тут же вернулись в Казань. Могли ли вы остаться в расположении канадского клуба?
– Я ещё год хотел провести в родном клубе. Спасибо «Ак Барсу», что они дали мне такую возможность, поэтому я и уехал.
– Какие плюсы видите в том, что остались здесь, а не уехали в Канаду?
– Я выиграл первый большой трофей в своей карьере – Кубок Петрова. Надеюсь, это только начало.
«С Биляловым и Мифтаховым мы хорошо общаемся и дружим»
– В сезоне 2023/24 у вас было 17 матчей за «Ак Барс». Когда поняли, что вас вызывают из Альметьевска в Казань?
– Перед одной из тренировок меня встретил генеральный менеджер «Нефтяника» Фадеев Игорь Михайлович, который сказал, что мне необходимо прибыть в расположение первой команды. Я сразу же собрал вещи и поехал в Казань.
– Волновались в первых матчах?
– Конечно, волнение присутствует в каждом матче. В первых матчах оно тоже было, но когда я начал больше играть, то стало полегче.
– Сильно ли для вратаря чувствуется разница игры в КХЛ и ВХЛ?
– В КХЛ более высокие скорости, более быстрые и сильные броски. Но в ВХЛ тоже есть много хороших игроков. Некоторые матчи там давались посложнее, чем в КХЛ.
– Но когда восстановились от травм Тимур Билялов и Амир Мифтахов, то вас вернули в «Нефтяник». Хотелось ли остаться в «Ак Барсе»?
– Конечно, мне хотелось, всё-таки привыкаешь к команде, к городу. Но это хоккей, здесь всё бывает. Если нужно ехать в «Нефтяник», то я спокойно поеду в «Нефтяник». Рад, что вместе с клубом нам удалось выиграть Кубок.
– «Ак Барс» потенциально вступает в следующий сезон с тремя вратарями, прошедшими казанскую школу: вами, Мифтаховым и Биляловым. Расставаться с кем-то из воспитанников будет сложно. Подстёгивает ли конкуренция с Амиром и Тимуром?
– Конечно, эта конкуренция подстёгивает. Но это всё остаётся на льду. В обычной жизни мы все хорошо общаемся и дружим.
«На МЧМ-2021 я стал единственным вратарём, который пропустил от Австрии»
– Не так далеко от завоевания трофея вы были в 2021 году, когда играли в сборной России на молодежном чемпионате мира. Что в первую очередь вспоминается с того турнира?
– Атмосфера, которая была на матчах. Помню свой единственный матч на турнире – против Австрии. Жаль, что мы остановились на стадии полуфинала, а не прошли дальше.
– В той игре вы победили со счётом 7:1. Тяжёлый был матч?
– Больше всего с той игры я запомнил пропущенную шайбу. Так получилось, что австрийцы за весь турнир забили лишь один гол. Вот и вышло, что я стал единственным вратарём, который пропустил от Австрии (смеётся).
– Играл в той сборной Родион Амиров, который ушёл из жизни в августе 2023 года. Как перенесли столь печальную новость?
– Было очень непросто услышать эту новость. Родион был светлым и хорошим парнем, мы всегда будем его помнить. Пусть земля ему будет пухом.
– Сильно переживали из-за вылета в полуфинале от Канады со счётом 0:5?
– Было очень тяжело. Мы дошли до полуфинала, но не смогли сделать последний шаг и зайти в финал. Но нужно было настраиваться на матч за третье место, который проходил на следующий день. Жаль, что тот матч немного не получился.
– Тот турнир проходил в Эдмонтоне. Было ли время прогуляться по городу?
– Время было, но возможности – нет. В тот момент был коронавирус, из-за чего вводились жёсткие ограничения. Нас практически не выпускали из отеля.
– Со многими ли продолжаете общение?
– Почти что со всеми. По большей мере это Артемий Князев и Всеволод Скотников. Многие поздравили с завоеванием Кубка, в том числе игроки, которые сейчас выступают за океаном. Спасибо, что помнят (смеётся).
– Князев летом говорил, что проведёт весь следующий сезон за океаном, но в дедлайн вернулся в Россию. Были ли удивлены, когда узнали, что Артемий едет в КХЛ?
– Не то, чтобы удивлён. Я был очень рад, что он возвращается – соскучился по нему. Здорово, что Артемий вернулся в родной клуб.
– Князев в детстве в атаке любил играть?
– Он бегал по всей площадке, как Макдэвид, и клал по 10 шайб за игру.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Артур АХТЯМОВ
Амплуа: вратарь
Дата рождения: 31 октября 2001 года
Место рождения: Казань
Карьера игрока: юниорские и юношеские команды «Ак Барса» (Казань) – 2011–2019; «Ирбис» (Казань) – 2018–2020; «Барс» (Казань) – 2020–2022; «Ак Барс» (Казань) – 2020–2022; «Нефтяник» (Альметьевск) – 2022–2024; «Ак Барс» (Казань) – 2023/24
Достижения игрока: лучший вратарь месяца МХЛ (ноябрь 2019), лучший новичок ВХЛ (сентябрь 2020), лучший вратарь ВХЛ (ноябрь и декабрь 2022), обладатель Кубка Петрова (2024), MVP Кубка Петрова (2024).
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 17
Из Юдино в сборную СССР: история Виктора Колотова, которого уважал Лобановский 2
Тренер-аналитик «Динамо-ЛО» стал уличным музыкантом, прошёл курсы пармастера и воспитывает четырёх детей 8
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Год Овечкина: хет-трик «Вегасу», тяжелейшая травма в карьере, безумная форма в 39 лет 1
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 17
Тренер-аналитик «Динамо-ЛО» стал уличным музыкантом, прошёл курсы пармастера и воспитывает четырёх детей 8
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Новогодний подарок от «Ак Барса» и «Авангарда»: две драки, огненный Якупов и казус года с телефоном Дыняка 2
Из Юдино в сборную СССР: история Виктора Колотова, которого уважал Лобановский 2