«Его нужно было за руку водить на тренировках». Камиль Муллин и его долгое возвращение в «Рубин»
Московский татарин снова пробует себя в Казани.
Завтра «Рубин» проведёт первое дерби в Первой лиге: казанцам предстоит встретиться с соседями из «Уфы», которые, обыграв «Рубин» со счётом 2:1 в концовке прошлого сезона, оформили вылет казанцев во втором дивизион.
Подогревая интерес к матчу, «Рубин» выложил у себя в соцсетях афишу с надписью «Безнен малайлар» (наши парни – с тат.) и фотографиями Ленара Фаттахова и Камиля Муллина. И если первый ещё совсем молод и ничем особенным отметиться не успел, то вот Муллин – крайне интересный персонаж, который успел заявить о себе в Казани восемь лет назад, а затем надолго пропал.
Вместе с Ринатом Билялетдиновым, который был инициатором приглашения Муллина и хорошо знал его по работе в системе «Локомотива», вспомним карьеру Камиля и те моменты, которые помешали ему раскрыться при первом заходе в «Рубин».
Муллин – не воспитанник «Рубина»
«Очень рад, что вернулся домой. Туда, где начинал», – говорил Муллин на встрече с болельщиками перед стартом сезона. Из-за этой его фразы могло сложиться впечатление, что Камиль – воспитанник академии казанского клуба, но это не так. В «Рубин» он перешёл за несколько дней до своего 20-летия, уже после того, как выпустился из академии «Локомотива».
По сути, «Рубин» стал для него стартовой площадкой – именно в Казани Камиль делал первые шаги уже во взрослом профессиональном футболе и даже успел заиграть в еврокубках. Поэтому казанцы могут отчасти считать «Рубин» клубом, причастным к становлению форварда. «От возвращения в «Рубин» самые положительные эмоции. Можно сказать, я в этом клубе вырос, здесь началась моя взрослая профессиональная карьера. Вернуться туда, где начинал, очень приятно. Много людей, на чьих глазах я рос и воспитывался, успел даже с Олегом Кузьминым поиграть», – комментировал Муллин переход в «Рубин» этим летом.
Камиль – татарин, но не из Татарстана. Родился он в Москве, но, по его словам, успел впитать в себя татарскую культуру. «Я свободно говорю по-татарски, у меня вся родня – татары. Родители мои из Нижегородской области, сам я вырос в Москве, но с двух до шести лет жил в татарской деревне: коровье молочко, всё свежее», – рассказывал Камиль в интервью нашему изданию в 2014 году.
«Он играл на снегу, а уже на следующий день был в Испании на нашем сборе»
Зимой, в начале 2014 года, «Рубин» подписал совсем молодого форварда из «Локомотива», который уже закончил выступать за дубль, где держали футболистов до 19 лет, а Камилю совсем скоро исполнялось 20. В тот момент его карьера могла подвиснуть: дублю он был не нужен, а новую команду ещё не успел найти. Вовремя о нём вспомнил Билялетдинов, который перешёл в «Рубин» как раз из «Локо» и хорошо знал парней из системы этого клуба. О том, какие обстоятельства предшествовали переходу Муллина рассказал бывший главный тренер «Рубина».
«Той зимой мы остались без нападающих. Рондон уезжал в «Зенит» и на первом сборе мыслями был там – всем видом показывал, что он уходит. Азмун оставался в команде, но выяснилось, что у него не решён армейский вопрос в Иране. А там строгий закон и надо как минимум две недели там провести. В итоге он задержался почти на месяц, решая вопрос с армией. Вышло так, что в обойме остался один чистый нападающий Прудников, чего явно недостаточно. Стали искать форварда, период дозаявки заканчивался – и мы могли вообще не успеть. Всплыла кандидатура Муллина», – делится Билялетдинов.
Вопрос с переходом Камиля в «Рубин» решился за считанные дни. «Зимой он ушёл из «Локомотива» и даже не успел начать поиск команды. Играл на зимнем первенстве на снегу. Получилось так, что он сыграл на снегу, а на следующий день собрал вещички и прилетел к нам на сбор в Испанию. Такие два дня из жизни», – рассказал Билялетдинов.
Сам Муллин в 2014 году рассказывал, что ещё оставался в системе «Локо», но к моменту трансфера в «Рубин» прорабатывался вариант с его арендой в «Шинник» – а это совсем не уровень премьер-лиги. «Предложение из Казани было очень неожиданным. Я думал, что отправлюсь в Ярославль». Но, вдруг, позвонили и сказали, что я отправляюсь в «Рубин». Согласился быстро, поговорил с агентом, и мы решили, что нужно переходить», – рассказывал Муллин 8 лет назад.
Кстати, трансфер Муллина стал частью ещё большей сделки между «Рубином» и «Локомотивом». Казанцы приобрели за сумму в 4,5 млн евро защитника Тараса Бурлака, а Камиль был включён в эту сделку.
«С ним надо постоянно заниматься»
В Казани, как и в «Локо», Муллин выделялся именно своими скоростными качествами. «В «Локомотиве» мы проходили беговые тесты. Там я тоже был одним из самых шустрых, не люблю слово «быстрый». 30 метров я выбегал из четырёх секунд», – делился в интервью Камиль.
Билялетдинов подтверждает, что в лучшие годы Муллин действительно выделялся своими скоростными качествами. А с возрастом добавил к этому ещё и мышечную массу, которая позволяет лучше бороться с защитниками. «У него сильный козырь – скорость. Он крепкий физически парень, выносливый, атлетичный. Пусть у него и не самый высокий рост, но в борьбе хорош, его так просто не сдвинуть. Колючий, жёсткий и крепкий парень», – рассказал бывший тренер футболиста.
Но, как и у любого человека, у Муллина есть и отрицательные черты. По словам Билялетдинова, Камилю требуется уделять особенно много внимания со стороны тренерского штаба. «С ним надо постоянно заниматься. Корректировать и анализировать чуть ли не каждое занятие, а игру тем более. Примерно так, как это нужно было делать с Набиуллиным. Нужно было за руку водить на тренировках. Уделять персональное внимание к тактическим приёмам, подстёгивать постоянно. Камиль справлялся, двигался вперёд, но по итогу всё-таки получилось не очень», – признал Билялетдинов.
Камиль сыграл за казанцев в РПЛ всего в шести матчах и забил один гол. Были ещё пара игр в Лиге Европы, но глобально заявить о себе он так и не сумел. Муллин не выдержал конкуренции с форвардами «Рубина» и начал отправлятся в аренды. Первым таким клубом стал «Сокол» из Саратова, куда он отправился по желанию тренера Игоря Чугайнова. «Его попросил в свою команду Чугайнов, а потом тут же поблагодарил, потому что Камиль забил какой-то сумасшедший гол. Мгновенно на него стали рассчитывать как на лидера в линии атаки. Но я Чугайнову сразу сказал, что Муллину нужно всё время подсказывать и состыковывать с партнёрами. Тогда он был ещё во впитывающем возрасте – готов бежать, только не знает куда и когда», – рассказывает Билялетдинов.
Затем в «Рубине» начали появляться другие нападающие: неожиданно раскрылся Игорь Портнягин, который за сезон дошёл от дубля до статуса лучшего бомбардира, вернулся в «Рубин» Владимир Дядюн, пришёл в команду Марко Ливайа – Муллину банально не было места. А ещё оставался Марко Девич, хотя тогда его казанский этап карьеры был на излёте.
«Сокол» был не единственной арендой Камиля. Поиграв 1,5 года в Саратове, он вернулся в Казань и почти сразу отправился в новую командировку, теперь уже в «Нефтехимик». Там в 21 матче он отметился всего лишь двумя голами. Проведя в 23-летнем возрасте один матч за молодёжную команду «Рубина» в сезоне 2017/18, он уехал в «Тюмень». Но, оказывается, что перед этим форвард заглянул на просмотр в «СКА-Хабаровск», который как раз тогда тренировал его старый знакомый Билялетдинов.
«Муллина я пробовал ещё в Хабаровске, в 2018 году. Он приехал на первый сбор и сходу забил два гола. Всё, казалось бы, идеально. Но потом в команде появился Макс Канунников, и стало ясно, что Муллин не выдерживает с ним конкуренцию, уступает в качестве. Вначале Камиль был очень хорош, но потом эмоции прошли. Через 3 – 4 дня он становился всё тусклее и тусклее. Были в команде и ещё два нападающих из Сербии и Польши, поэтому, чтобы не играть частями, он уехал играть в другую команду», – вспомнил тот период Билялетдинов.
Полгода в ФНЛ за «Тюмень» сложно назвать удачными. Камиль стал в этой команде основным игроком и изначально выходил в стартовом составе, но использовали его не только как центрфорварда, а бросали то на один, то на другой фланг атаки. В итоге низкая результативность (1 гол в 9 матчах), и Камиль лишился не только места в составе, но и покинул команду. После в его карьере возник волгоградский «Ротор», в составе которого Муллин и провёл наиболее долгий период в своей карьере – 4 года, в которые уместилось 116 матчей, 23 гола и 5 результативных.
«Он хорошо адаптировался в «Роторе», начал забивать. Но волгоградцев постоянно лихорадит, какие-то внутренние турбулентности: бесконечно меняют тренеров. Наверное, из-за частой смены тренера сложно себя проявить, хотя у Муллина получалось и он не просто так был там основным игроком», – проанализировал Билялетдинов.
С волгоградским клубом Камиль сначала вышел в премьер-лигу, где стабильно играл (25 игр, 3 гола), потом вылетел обратно в ФНЛ и уже в следующем сезоне «Ротор» совсем завалился, упав ещё ниже – во Вторую лигу. Провальный сезон волгоградцев, однако, не помешал Муллину выполнить 7 результативных действий в играх чемпионата. Наградой за эти успехи стало приглашение в «Рубин». Поможет ли теперь нападающий казанскому клубу?
«Если найти ему применение – он точно поможет «Рубину». Скоростные игроки на дороге не валяются. Другое дело, сумеет ли тренер его приучить, приспособить к партнёрам, которые есть в команде. Нужна тактика, чтобы выманивать соперника и за спиной у обороны возникали зоны, какие-то такие варианты. Точно знаю, что этот игрок будет прибавлять только тогда, когда с ним занимаются персонально. Не в тренажёрном зале, не в беговых упражнениях, ему нужна именно тактическая индивидуальная подгонка под состав», – подвёл итог Билялетдинов.
В «Рубине» по первым двум официальным матчам сложно дать оценку Муллину. Камиль только втягивается и ещё не успел толком о себе заявить. В контрольных играх, однако, Муллин стал лучшим бомбардиром «Рубина», забив 3 гола.
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
«Зелёное дерби» только из своих воспитанников: братья Свечниковы – в «Ак Барсе», Василевский – в «Салавате» 0
63 минуты штрафа, Лукоянов на трибуне и подколы «Ак Барса». Казанцы забрали второе «зелёное дерби» подряд 1
«Салават» похоронил себя удалениями в «зелёном дерби». «Ак Барс» получал по лицу клюшками и разгромил Уфу большинством 3
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 8
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 8
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Помните Дениса Макарова? Ярко начал в «Динамо», а теперь полирует скамейку запасных 4
«Салават» похоронил себя удалениями в «зелёном дерби». «Ак Барс» получал по лицу клюшками и разгромил Уфу большинством 3