Как начинала Камила Валиева: каталась под «Валенки», загадывала желания у феи и собиралась в хоккейную школу
Первые шаги чемпионки в Казани.
После победы на чемпионате Европы по фигурному катанию уже мало у кого остались сомнения, что главный претендент на победу в женском одиночном катании на Олимпиаде в Пекине – 15-летняя Камила Валиева. В этом сезоне она не закончила ни один из турниров без побед и мировых рекордов. За успехами Камилы внимательно следят в Татарстане, всё-таки здесь она родилась и начинала занятия фигурным катанием. Так, почти с каждой победой у себя в инстаграме Валиеву поздравляет президент РТ Рустам Минниханов.
«БИЗНЕС Online» решил детальнее изучить казанский этап карьеры Камилы.
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ, БАЛЕТ, ГИМНАСТИКА
«Хрущёвка» №20 на улице Шамиля Усманова в Казани мало чем отличается от сотен других, разбросанных по спальных районам города. Заметить можно разве только следы капремонта и новую детскую площадку, которая, однако, засыпана снегом в это время года. Но внешняя серость обманчива – уже скоро этот дом войдёт в историю. Именно здесь, в четвёртом подъезде, жила будущая чемпионка России, Европы и многократная рекордсменка мира Валиева. Официальный состав сборной России на Олимпиаду ещё не опубликован, но ни у кого нет сомнений, что возглавит его Камила. «Счастлива поехать на Олимпийские игры», – заявила она сама после победы на Евро в Таллине.
С Казанью Валиеву связывает одновременно много и мало. С одной стороны, она провела здесь первые шесть лет жизни, и в них уместилось больше, чем у многих других детей за все десять. Камила ходила на секции фигурного катания, художественной гимнастики, балета и везде добивалась успехов. С другой стороны, всё это было по меньшей мере десять лет назад – и уже мало кто помнит в деталях, что же происходило с будущей чемпионкой. Так, в школе «Грация», куда Валиева ходила на занятия художественной гимнастикой, по нашей просьбе просмотрели все старые журналы посещаемости и обзвонили всех старожил тренерского цеха, но Валиеву никто так и не опознал. Оно и понятно: ни в «Грации», ни в Казанском хореографическом училище, куда она ходила на балет, не рассматривали маленькую Камилу как будущую чемпионку. Тем более стала она ей уже в фигурном катании.
Зато прекрасно помнят Валиеву во дворце спорта, где по сей день тренируются спортсмены республиканской школы по фигурному катанию. Здесь она была в составе одной из самых ярких групп в современной истории школы под руководством Ксении Ивановой. Как и Камила, Ксения продолжила карьеру в Москве. Она работала в «Ангелах Плющенко», а сейчас занята в другом столичном клубе - «Армия фигурного катания». Уроженка Казани, Ксения начинала свой путь в республиканской школе. Столкнувшись с травмами в подростковом возрасте она, как и многие другие фигуристки на её месте, решила попробовать себя как тренер. При этом она не делала ставку только на спорт, параллельно получая образование по пиар-направлению.
Перед тем, как взять Камилу, Иванова имела опыт работы с двумя группами. В первой довелось поработать, к примеру, с Аделиной Галявиевой, которая сейчас представляет Францию в танцах на льду. Затем Ксения взяла небольшую паузу, набрала ребят, передала их другому тренеру и уже затем взяла группу, куда попала Валиева. Фигуристке на тот момент было 3,5 года.
Камила уже могла стоять на коньках – родители и сейчас водят своих детей на «подкатки», прежде чем отдать на полноценные тренировки. Но каких-либо особых навыков у неё не было и Ксении предстояло обучить её с нуля. При этом Камилу выделяла исполнительность и осознанность, заметила тренер и родители других фигуристов группы, с которыми удалось связаться нашему изданию. В одном из своих немногочисленных интервью Иванова призналась, что в четыре года Камила вела себя как восьмилетний ребёнок.
«КАМИЛА БЫЛА ПРОБИВНОЙ, КАК И МАМА»
Также Камилу выделяли на общем фоне особая растяжка и гибкость, которые она получила на занятиях балетом и художественной гимнастики. Про эти дисциплины вспоминают по сей день, стоит Валиевой получить высокие баллы от судей в оценках по хореографии. На самом же деле Камила не настолько уникальна в этом плане: многим родителям советуют совмещать занятия фигурным катанием с хореографией или гимнастикой. Другое дело, что не все к этому прислушиваются. Вполне возможно, не прислушалась бы и родные Камилы, если бы не опасения за здоровье девочки, устранить которые можно было бы только через спорт. Поэтому маленькая Валиева и занималась сразу в трёх секциях.
Везде Камилу водила её мама Алсу. О ней вспоминают все, кто следил в тот момент за карьерой дочери. «Камила была пробивной. Такой же пробивной была её мама. Она сыграла огромную роль в жизни дочери», – рассказала нам мама одной из фигуристок, которая каталась в Казани вместе с Валиевой. «Мама очень хотела, чтобы Камила добилась успехов. Это очень важный фактор. Когда ребёнок хочет, а родители нет, чаще всего не получается большой карьеры. Здесь же всё сложилось», – слова одного из тренеров. Тогда Алсу как-то удавалось перемещаться с Камилой между тремя секциями, отводить её в садик, а ещё работать (в то время она была бухгалтером). В садике, поделились с нами воспоминанием, что Валиева не успевала на обед с остальной группой – и воспитательницы, которые знали об её занятиях спортом, каждый раз оставляли ей покушать.
Когда у Валиевой стало получаться в фигурном катании, а все опасения за здоровье ушли, Алсу и Камила решили полностью сконцентрироваться на льду. Продолжать в таком режиме было бы тяжело, всё-таки Иванова была амбициозным тренером и старалась давать как можно больше своим ученикам. Только ледовые тренировки занимали у Валиевой и других фигуристов по четыре часа в день. На неделе у них был только один выходной, а всё остальное время – терпеливая работа над элементами и программами. Первой серьёзной программой Камилы были «Валенки». Иванова считала, что маленьким детям ещё рано давать лиричные постановки, в то же время не была сторонником излишне детских программ. Народное творчество – идеальная середина. Именно с «Валенками» Валиева добилась первой большой победы на соревнованиях в Москве. В общей иерархии фигурного катания это был не самый важный турнир, но для Камилы он играл огромное значение. После него она и её родные поняли, что смогут чего-то добиться в фигурном катании.
«В память врезалась поездка в Москву с моей первой настоящей программой под «Валенки». За победу мне вручили победный кубок – вполовину моего роста – и, кажется, тогда я поняла, что мне нравится соревноваться», – вспоминала сама Камила в открытом письме для Sports.ru.
ВАЛИЕВА ДОЛЖНА БЫЛА ПОЙТИ В ШКОЛУ ХОККЕИСТОВ
Уже за первый год занятий Валиева оформилась как одна из главных фигуристок группы, которая тянула за собой остальных. В этом же числе можно выделить Анфису Рябову, которая тоже выделялась на общем фоне. Она старше Валиевой на год и чуть раньше стала добиваться успехов на российской арене. Самая крупная её победа была на первенстве России, то есть в своё время Анфиса была лучшей в стране по своему возрасту. Кто знает, быть может, сейчас бы девушка соревновалась с Камилой на одном льду, но ей помешали проблемы со спиной. Карьеру она приостановила.
Также в группе выступали Алина Бутаева, которая представляла Грузию в парном катании и выигрывала «бронзу» юношеской Олимпиады. Занималась здесь и Надежда Волынец – дочь детского омбудсмена РТ Ирины Волынец. Отношение в группе были рабочими, хотя речь идёт о детях, которым на тот момент было по пять-шесть лет. Каждый спортсмен уже понимал, что такое конкуренция и что внимание тренера надо заслужить. Всё-таки он один, а фигуристов много. При этом Ксения старалась поддерживать добрую атмосферу в коллективе. Однажды она рассказала детям об особенной ледовой фее, которая исполняет желания фигуристов. Записать их тренер предложила на бумажке, а сама пообещала не читать их – только передать фее. Конечно, своё обещание Ксения не сдержала. Те записки она хранит до сих пор. «Ледовая фея, я хочу, чтобы у меня всё получилось в программе. Валиева Камила», – написала будущая чемпионка, поставив восклицательный знак между своей фамилией и именем.
Программы у Камилы на тот момент была на зависть многим её ровесницам. Уже в четыре года она начала прыгать одинарный аксель, затем освоила двойной сальхов и каскад двойной сальхов+двойной тулуп. Набора была достаточно, чтобы не затеряться в Москве. Однако Валиева и её родные не планировали уезжать из Казани и покидать группу Ивановой. Но в 2012 году вмешались семейные обстоятельства, из-за которых Алсу приняла решение перебраться вместе с дочерью в Москву. Ксению эта новость, конечно, расстроила. Она только довела до конца свою инициативу собрать специальный класс по фигурному катанию в школе № 1, которая расположена рядом с дворцом спорта и известна в Казани как школа Кирилла Петрова, Альберта Яруллина и многих других хоккеистов «Ак Барса». Туда должна была поступить шестилетняя Валиева, однако в первый класс ей было суждено пойти уже в Москве.
Именно Иванова настояла на том, чтобы Камила продолжила заниматься, пускай уже в другой школе и у другого тренера. Алсу высказывала опасения, что тренировки придётся завершить, всё-таки в новом городе ещё предстояло освоиться. «Ни в коем случае», – ответила казанский тренер. В итоге Иванова не прогадала: когда Камила перешла в московскую школу «Москвич», она не затерялась на фоне своих более старших соперниц. Уже там Валиева получила первый в карьере разряд и получила спортивную прописку. То есть формально она не переходила из сборной Татарстана в сборную Москву, потому что никогда не числилась в первой. С бюрократической точки зрения, Валиева – московская спортсменка с самого старта карьеры.
Тем не менее, с Казанью её по-прежнему многое связывает. Сюда она приезжает как минимум раз в год, чтобы навестить бабушку. «Мы в семье чтим татарские обычаи, моя бабушка и мама хорошо знают национальные традиции и стараются обучить им меня. Например, у нас в семье очень любят татарскую кухню», – говорила Валиева в сентябре 2019 года, когда ещё выступала среди юниоров. Также она рассказывала, что бабушка любит угощать её блюдами татарской кухней. Не чужды ей национальные мотивы в своих постановках. На первенстве Москвы она выступала под песню звезды детского «Голоса» Саиды Мухаметзяновой на арабском языке. Когда Камила выложила постановку в инстаграме, это заметила сама Саида – и с тех пор они близкие подруги. Также, поговаривают, в группе Этери Тутберидзе в один момент рассматривали вариант с программой под песню на татарском языке. Однако от идеи отказались, поскольку Камилу нужно было готовить под вывод на первые позиции в сборной. Канун Олимпиады – не время для экспериментов.
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 17
Из Юдино в сборную СССР: история Виктора Колотова, которого уважал Лобановский 2
Тренер-аналитик «Динамо-ЛО» стал уличным музыкантом, прошёл курсы пармастера и воспитывает четырёх детей 8
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Год Овечкина: хет-трик «Вегасу», тяжелейшая травма в карьере, безумная форма в 39 лет 1
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 17
Тренер-аналитик «Динамо-ЛО» стал уличным музыкантом, прошёл курсы пармастера и воспитывает четырёх детей 8
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Новогодний подарок от «Ак Барса» и «Авангарда»: две драки, огненный Якупов и казус года с телефоном Дыняка 2
Из Юдино в сборную СССР: история Виктора Колотова, которого уважал Лобановский 2