комментарии 2 в закладки

Такого не представить в России. Почему в Японии отдают топ-фигуристов на стажировки к зарубежным тренерам

Чтобы не замыкаться в себе, берут опыт конкурентов.

На этой неделе в фигурном катании обсуждают переход японки Рики Кихиры к канадскому тренеру Брайану Орсеру, у которого тренируются Юдзуру Ханю, Евгения Медведева и другие звёзды фигурного катания.

На первый взгляд здесь очевидна параллель с Медведевой, которая два года назад перешла к Орсеру от Этери Тутберидзе. Но всё не так просто: Кихира продолжит сотрудничать с Миэ Хамадой, самом сильном специалисте Японии в женском одиночном, а Орсер для неё станет скорее консультантом.

Более того, по информации «БИЗНЕС Online», Хамада сама была инициатором тренировок в Канаде.

Фото: Atsushi Tomura, Getty Images


ТРЕНИРОВКИ В АМЕРИКЕ – ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ ХАМАДЫ

Когда японские СМИ объявили о том, что Кихира будет работать с Орсером, но при этом основным тренером Рики остается Миэ Хамада, многие оказались в замешательстве. В России сложно себе представить сценарий, где фигурист совмещает работу с одним специалистом, а потом ездит на подкатки к его прямому конкуренту. Но в Японии (по крайней мере, в группе Хамады) ситуация обратная.

Миэ уверена, что фигурное катание быстрее и успешнее развивается в Европе и Америке. В Японии высокая популярность этого вида спорта и обширный рынок, но  остаётся острая нехватка опытных специалистов в области катания, хореографии и постановки прыжков.

Чтобы её ученики перенимали опыт лучших школ мира, Хамада практикует стажировки заграницей. Раньше она часто ездила со своими ученицами в Россию, в частности к известному тренеру Виктору Кудрявцеву. В одном из интервью Миэ называла Виктора лучшим специалистом по постановке прыжков, и во многом благодаря его консультациям ей удалось поставить своим ученицам сложнейший элемент – тройной аксель.

Сейчас Хамада чаще ездит со своими спортсменами в США и Канаду. Там лояльнее относятся к подготовке зарубежных спортсменов, чем в России и шире выбор специалистов. Кроме того, сейчас в ИСУ большой спрос на западный стиль хореографии. Постановка программы у зарубежного хореографа и наработка навыков катания в Америке может положительно сказаться на оценке за компоненты.

Из интервью Кихиры ясно, что у неё в стажировках основная цель тоже именно в компонентах. В плане техники Хамада на сегодняшний день и сама одна из лучших в мире специалистов. «Я прежде всего хочу научиться новым вращениям, научиться комбинировать мои шаги и прыжки», – цитирует Рику Kyodo News.

Пока Рика не обсуждала с Орсером формат работы, но, скорее всего, она будет чередовать тренировки в Торонто и у себя на родине. Правда, само собой, после завершения карантинных ограничений. На данный момент все консультации Брайана будут проходить в режиме онлайн.

Фото: Atsushi Tomura, Getty Images


ЦЕЛЬ СТАЖИРОВОК КИХИРЫ – ПЕРЕЗАГРУЗИТЬ КАРЬЕРУ ПЕРЕД ПЕКИНОМ

На решение Хамады отправить фигуристку в Канаду повлиял странный прошлый сезон. Рика входила в него безусловным лидером – к трём тройным акселям добавился четверной, появилась стабильность в программах, гораздо лучше стала выглядеть презентация и скольжение. Но результаты, наоборот, упали. Серьёзной конкуренции российскими фигуристками составить не получилось.

Проблемы прошлого сезона, конечно, можно списать на некоторые факторы. Например, травмы, которые мучали Рику весь прошлый год. Из-за них она, например, отказывалась от тройного лутца. Это самый дорогой и сложный прыжок из тройных, который крайне важен при выборе контента. Из-за болей в коленях Кихире приходилось отказываться от лутца в пользу гораздо более дешёвых риттбергера и сальхова и терять до десяти баллов по технике. Удивительно, но даже гораздо более сложный в исполнении тройной аксель не приводил к таким недомоганиям, как лутц.

Второй момент – кризис второго года. В фигурном катании заметна корреляция, что второй сезон на взрослом уровне спортсмены часто проводят менее уверенно, чем первый. На них уже гораздо большая ответственность, задачи, при этом приходится бороться с неизбежными возрастными сложностями.

Поездка в Канаду, по мнению Хамады, должна перезагрузить карьеру Рики и даст альтернативный взгляд на её катание. Японская федерация также поддержала Кихиру. В отличие от России там всегда только положительно относились к работе своих спортсменов с иностранцами. С Татьяной Тарасовой тренировались олимпийская чемпионка Сидзука Аракава и чемпионка мира Мао Асада, у Орсера и сейчас тренируется двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю, а Шома Уно с этого года после долгих поисков катка будет у Стефана Ламбьеля.


У Кихиры ещё два года до Олимпиады – это оптимальное время для экспериментов и поиска нового. Следующий сезон для японки будет, возможно, проходным, но вот на Олимпиаду она нацеливается серьёзно.

«Я приняла это решение, потому что уверена, что, работая с Орсером вырасту, и это важно перед Играми в Пекине», – говорит сама Рика.

Хамада с Кихирой понимают, что сейчас лидерство за Россией (если точнее – то за группой Тутберидзе). Поэтому японский штаб продумывает различные способы обыграть российского тренера, используя его недостатки. К последним можно отнести закрытость системы и строгий отказ от сторонней помощи в подготовке фигуристов. Если другие специалисты разрешают своим спортсменам поехать к стороннему тренеру хотя бы летом на сборы, то в «Хрустальном» тренироваться необходимо только с основным штабом.

Даже взять хореографа на аутсорсинг Тутберидзе считает пустой блажью. В её мнении есть доля истины: когда подготовку спортсмена от и до ведёт одна группа специалистов, проще гарантировать результат. Но при этом все знания циркулируют внутри системы и застаиваются.

В России можно вспомнить только пример Валентины Чеботарёвой, которая в своё время отправила с помощью федерации Михаила Коляду и Станиславу Константинову в США к Рафаэлю Арутюняну. Но в этом случае оба спортсмена переживали глубокий кризис, не претендуя на пьедестал, а Чеботарёва никак не угрожала турнирным позициям Арутюняна.

Сатоко Миохара с Миэ Хамадой / фото: Lindsey Wasson, Getty Images


МЕДВЕДЕВОЙ ТРЕНИРОВКИ С КИХИРОЙ ТОЛЬКО В ПЛЮС – ЕЙ НУЖЕН СИЛЬНЫЙ СПАРРИНГ

Если оставлять за скобками летние сборы, в которых принимает участие практически вся группа Хамады, то на сегодняшний день есть три кейса стажировок спортсменов Хамады со сторонними тренерами. Это Сатоко Миохара, которая решила попробовать себя в работе с бывшим коллегой Орсера Ли Баркеллом. Подающая большие надежды кореянка Юнг Ю, которая помимо Хамады работает с американкой Темми Гембилл.

В интервью пресс-службе ИСУ она рассказывала, что по несколько недель бывает то в Америке, то в Японии – и Хамада относится к данной ситуации только положительно. И американец Винстент Чжоу, который, наоборот, в качестве основной тренировочной базы выбрал Торонто, а в Японию к Хамаде ездит на стажировки.

Судя по результатам, практика тренировок в двух странах успешна. Поэтому решение Хамады дать возможность Кихире. как её главному активу попробовать себя в работе с лучшим американским тренерским штабом выглядит логично.

Другой вопрос – как на эту ситуацию отреагирует Евгения Медведева? Она переходила к Орсеру с полной уверенностью, что будет его важнейшей фигуристкой. Брайан упустил Элизабет Турсынбаеву, и два года у него не было сильных одиночниц кроме Жени. Теперь же на одном катке с россиянкой будет Кихира, которая на данный момент сильнее и перспективнее по всем аспектам.

Брайан Орсер с Евгенией Медведевой / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


Перед Олимпиадой такой расклад может вызвать нервную атмосферу в Cricket Club, сравнимую с атмосферой в «Хрустальном» перед Играми в Пхенчхане. Но вряд ли стоит переживать за Евгению. Во-первых, Орсер будет для Кихиры только консультантом и в Торонто она будет приезжать периодически, основное время работая в Японии. При этом для Брайана в любом случае важнее будет подготовка собственного спортсмена, чем стажировка стороннего. 

Во-вторых, у Орсера уже есть успешный пример, когда он смог готовить параллельно двух претендентов на победу перед Олимпиадой. Брайан делил тренировочное время Юдзуру Ханю и Хавьера Фернандеса, чтобы они реже пересекались на льду. В результате спортсмены сохранили здоровые отношения как между собой, так и с тренером.

При этом Медведева наконец-то получит сильного спарринг-партнёра на тренировках, конкурируя с которым у неё будет больше мотивации работать над изучением элементов ультра-си. Она неоднократно признавалась, что в Москве её подгоняли малыши Тутберидзе, прыгающие четверные. Теперь же у неё в сильных партнёрах по группе разве что чемпионка Польши Екатерина Куракова – вряд ли в такой ситуации возникает желание делать квады.

Рустам Имамов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх