«Запреты ввели, но рынок детских услуг растёт даже в кризис». Смирнов – о выживании частных школ в пандемию
Чемпион Европы открыл клуб фигурного катания и сохранил его в кризис.
Ограничения, связанные с пандемией коронавируса, потихоньку снимают – по всему миру начинаются тренировки и соревнования, в России открылись спортивные базы для членов сборной. Начали работу и фигуристы, но только члены старшей и юниорской сборных.
Фигуристы младшего возраста, а также спортсмены-любители всё ещё сидят дома, и неясно, когда смогут выйти на лёд. При этом в последние годы в России в связи с ростом популярности фигурного катания резко увеличилось число частных спортивных школ. Известные и не очень спортсмены после завершения карьеры открыли свои спортивные школы и секции и в период кризиса бизнес многих из них сильно пострадал. Не все могут быстро переориентироваться на новый формат тренировок.
Чемпион Европы и призёр чемпионатов мира в парном катании Александр Смирнов ещё недавно выступал на соревнованиях, а свой клуб фигурного катания открыл всего полтора года назад. В интервью «БИЗНЕС Online» Смирнов рассказал о сложностях, с которыми столкнулся его спортивный клуб Master и как повлияла пандемия на рынок платных тренировок.
Ниже – слова Смирнова.
ZOOM-ТРЕНИРОВКИ И СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА
Последний раз ледовые тренировки у нас были 26 марта. До этого неделю мы работали, соблюдая санитарные правила, введенные для спортивных арен. Обрабатывали руки, заходили в помещение в масках. На всех катках, а наш клуб сотрудничает с тремя аренами, установили санитайзеры для процедур дезинфекции, помимо этого, всем измеряли температуру на входе. Признаки начинающейся эпидемии были, но никто до последнего не верил, что волна серьёзных запретов докатится и до нас. Все надеялись на лучшее.
Наверное, варианты продолжить тренироваться были, но незаконные. Если уж государственные школы закрылись, то что говорить о коммерческих проектах? Как только объявили запрет на тренировки, мы прекратили занятия на льду. Но не работу с детьми. Отдохнули два дня, составили новое расписание и окунулись в реальность онлайн-тренировок. Сделали как платные группы в Zoom, так и возможность подключаться к бесплатным прямым эфирам в инстаграме. За две недели эфиров у нас значительно выросло количество подписчиков, заниматься стали дети из других школ и клубов.
Родители сначала были в панике, как и тренерский состав. Непривычно было и детям, и тренерам. Но уже прошло больше двух месяцев самоизоляции – за это время мы вполне адаптировались к такому формату. Что удивительно, практически никто не отказался тренироваться. Наоборот, заметили приток детей. Ряд ребят, которые хотели позаниматься в нашем клубе, с нашими тренерами, но живут в других городах и даже странах, как раз получили возможность подключиться к работе с нами. Это и российские города: Южно-Сахалинск, Ярославль, Тверь, Чита, а также Израиль и Казахстан. Это ребята, которые приезжали к нам на сборы или которых я посещал с мастер-классами.
Конечно, тренировки без льда в четырёх стенах – в целом не лучший вариант. Чувство конька со временем уходит, поэтому с нетерпением ждём выхода на лёд. Но есть и важный плюс – за время пандемии у большинства фигуристов вырастет силовая подготовка. Когда выйдем на лёд, будем рвать и метать. До самоизоляции такого упора на ОФП и силовые нагрузки в нашем виде не делали. А сейчас и выбора не было – пришлось заниматься исходя из тех возможностей, которые у нас есть.
После первого месяца тренировок мы заметили со вторым тренером (Никита Ермолаев – ред.), что у ребят начинает пропадать «огонёк» в глазах. Они устали от вечной рутины, однотипной работы, необходимости сидеть дома. Мы решили подойти к проблеме креативно: наряжались в костюмы пиратов, например, чем удивляли детей, держали их фокус внимания. У нас в некотором смысле появился ещё один постоянный тренер, в моем исполнении, который в разных образах появляется перед детьми. По сути, делали все те же самые упражнения, но атмосфера была уже более живая. Главное – пробудить интерес.
МЫ НЕ УВОЛИЛИ НИ ОДНОГО СОТРУДНИКА И ДАЖЕ РАСШИРИЛИ ШТАТ
Стоимость абонемента для детей сократилась в три раза. Услуга онлайн-тренировок совсем другая. Сейчас нет самой весомой нашей статьи расходов – аренды льда, и нам ни в коем случае не хотелось бы устраивать поборы с родителей и наживаться на сложной ситуации. Кто-то остался без работы, кому-то сократили заработную плату, у кого-то свой бизнес в сфере услуг, который также пострадал. Ситуация на рынке очень тяжёлая, дети, на мой взгляд, не должны из-за неё страдать и лишаться возможности заниматься любимым видом спорта. Поэтому в отдельных случаях мы идём на уступки и освобождаем на время от оплаты, даем возможность оплатить позже.
С другой стороны, у нас в команде работают тренеры, которым нужно семьи кормить. И тренировки по интернету – это не просто развлечение. Тренеры также вкладывают в них силы и душу. Каждый тренер по два - три часа с группой работает. Стараемся решать любые спорные вопросы сообща, и стоимость абонемента формировали, исходя из текущих возможностей.
Наш клуб пока новичок на рынке, поэтому, на первый взгляд, серьёзных финансовых потерь нет. Если в ближайший месяц нам дадут выйти на лёд – выйдем из кризиса более-менее спокойно. Лёд мы арендовали помесячно, то есть не было долгосрочного договора на год, как и никаких предоплат. Соответственно, сейчас мы не платим в пустоту, при этом сохранив хорошие рабочие отношения с арендодателями. Хорошо, что мы пока не разрослись до нескольких филиалов в городе, с разными локациями. Думаю, более масштабные проекты пострадают серьёзнее, так как у них совсем другие обороты.
До пандемии бизнес шёл хорошо, финансовый баланс положительный. И сейчас держимся. Отмечу, что мы не уволили ни одного сотрудника и не сократили зарплаты. Наоборот, даже немного расширили штат именно приглашенных специалистов. Ввели в режиме онлайн дополнительные занятия с педагогом по танцам, пригласили специалиста по растяжке, спортивного психолога. Задержек по выплатам зарплаты у нас тоже нет, всё в срок. Один из тренеров попросил выплачивать ему аванс раньше срока в связи с его обязательствами по выплате ипотеки, также пошли на встречу.
Наверное, многих удивит как можно в кризис приглашать новых сотрудников, но здесь всё дело в грамотно организованной работе школы и ориентации на качественную услугу. К тому же, рынок детских услуг, один из немногих, будет расти даже в период кризиса. Мы можем отказать в чём-то себе, но не детям. Я изучил много проектов частных спортивных клубов до открытия собственного, постарался не допустить чужих ошибок. Например, есть одна школа в Ярославле. Она убыточная. Потому что тренеры не хотят выполнять свою работу качественно. Родители и дети это замечают и уходят. За что платить деньги в такой школе?
Кто-то не смог вовремя перестроиться, наладить работу по интернету. Поэтому произошёл отток детей, соответственно, большие убытки. Только что они работали вживую, на льду. Сейчас надо проводить тот же объём тренировок, но уже по интернету. И как это организовать? Не у всех получается сделать программу онлайн-тренировок грамотно. Это намного сложнее, чем контактная работа. В этом и заключается профессионализм педагога.
ЭКОНОМИКА РУШИТСЯ, ПОЭТОМУ НУЖНО ОСЛАБЛЯТЬ КАРАНТИННЫЕ МЕРЫ
Наш бизнес вошёл в список пострадавших отраслей. Подготовили все документы, отправили их и уже получили первую компенсацию за апрель. Конечно, сначала всё это представлялось призрачным и нереальным. По телевизору много всего говорят о поддержке бизнеса, но пока субсидия не была получена, сложно комментировать и оценивать. Старался новости не читать, так как очень много негатива, сразу начинаешь переносить на свой бизнес и настроение не становится лучше. Даже с этой субсидией, надеяться необходимо в первую очередь на себя, в нашей стране это лучший вариант. В Швейцарии, Германии, знаю, помогают. В других европейских странах. Дают беспроцентные кредиты на поддержание бизнеса. У нас, видимо, все привыкли, что люди сильные и сами справятся. Ладно хоть в Петербурге разрешены свободные перемещения и не вводили приложения или смс для выхода из дома, как в других регионах. Единственное условие – наличие маски и перчаток.
Экономика потихоньку рушится, поэтому нужно постепенно ослаблять карантинные меры и возвращаться к нормальной жизни. И я говорю не только про спорт, надо все сферы экономики запускать. Взять хотя бы кафе и рестораны – им сейчас не позавидуешь. Кто-то переориентировался на доставку или смог перевести заведение в статус магазина, но всё равно это совсем другая прибыль. Необходимо проанализировать риски, использовать необходимые средства защиты, но открываться.
Сидеть дома до появления вакцины – не выход. Общедоступную вакцину можно два-три года ждать. Если и будет вторая волна, бороться с ней нужно как-то иначе. Надеюсь, пройдёт две-три недели, и мы начнем забывать о карантине. Если всего опасаться – можно всю жизнь просидеть дома. Не думаю, что теперь у нас как в Китае люди захотят постоянно ходить в масках. Мы, русские, сильные люди. Нас ничего не сломает.
ПРОФЕССИОНАЛЫ ТРЕНИРУЮТСЯ, А ОСТАЛЬНЫЕ ДОЛЖНЫ ДОМА СИДЕТЬ И ЗАВИДОВАТЬ?
Нельзя поддаваться страху. Сильные переболеют и получат иммунитет. А другим помогут наши врачи. Всё-таки большинство людей переносят коронавирус в лёгкой форме, поэтому, конечно, есть вопросы в целесообразности постановлений по борьбе с вирусом. Ведь если разобраться, коронавирус – это мутировавший грипп. Отличие в том, что он быстрее распространяется и поражает дополнительно различные органы. Здесь уже вопрос к тому, как люди следят за собой и своим здоровьем. В группе риска те, у кого слабый иммунитет и ряд серьезных хронических заболеваний. Если проблемы с лёгкими – нужно заняться ими, есть хорошая практика дыхательных упражнений.
Здоровый человек с любой болезнью справится. Люди даже рак побеждают. Человечество сильнее. Но, с другой стороны, без ограничений всплеск заболеваемости мог быть в разы больше. Это привело бы к огромной нагрузке на медицину, в таком случае врачи просто не успевали бы помочь всем нуждающимся. Карантин растянул болезнь, распределив больных на долгий временной отрезок. В случае с пандемией нельзя вдаваться в крайности и действовать радикально. Нужно все решения принимать взвешенно.
Удивляет другое. Сейчас открыли спортивные базы для членов сборной, но детско-юношескому и любительскому спорту, судя по слухам, сидеть взаперти еще минимум до середины июня. На мой взгляд, это не совсем справедливо. В других странах открывают не только катки для сборников, но и общественные спортивные центры. А у нас что, профессионалы тренируются, а остальные должны сидеть и завидовать? Если открывать катки, то открывать надо всё. Пусть с мерами предосторожности и соблюдением всех базовых правил гигиены. Правда адекватными, потому что сейчас в области некоторым площадкам разрешили выпускать на лёд по два спортсмена, но в таком случае стоимость аренды будет космическая.
Сейчас по требованиям Роспотребнадзора тренеры не могут выходить на лёд, тренируют из-за борта, нет душевых и раздевалок, как и работы в зале. Но разве такие правила не делают только хуже? Например, в нашем клубе вообще нет тренеров, которые работают за бортиком, это просто неприемлемо. А перед занятиями на льду обязательно нужно размять мышцы, иначе высоки риски получить травму. Спортсменам уровня олимпийской сборной ещё можно словами объяснить, что и как нужно делать. Но в детском спорте так не получится. С текущими ограничениями тренировочный процесс превращается в фикцию.
Для нас эта ситуация стала прекрасным опытом, как быстро адаптироваться к новым реалиям. Из минусов, нам пришлось отменить учебно-тренировочные сборы в мае и июне. Кстати, в Петербурге развернули дополнительные резервные госпитали. Один из них занял помещение катка, где мы тренировались по субботам и планировали проводить майский сбор. Это каток на территории выставочного комплекса «Ленэкспо». Базу на берегу Финского залива, где должен был проходить июньский сбор, также закрыли до сентября и вроде переводят в статус детского лагеря. Но мы уже рассматриваем новые варианты. Возможно, будем делать сборы без проживания, чтобы сократить стоимость для родителей. Главная задача сейчас – выйти на лед, тренироваться регулярно и с удовольствием, как мы и делали до карантина.
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 17
Из Юдино в сборную СССР: история Виктора Колотова, которого уважал Лобановский 2
Тренер-аналитик «Динамо-ЛО» стал уличным музыкантом, прошёл курсы пармастера и воспитывает четырёх детей 8
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Год Овечкина: хет-трик «Вегасу», тяжелейшая травма в карьере, безумная форма в 39 лет 1
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 17
Тренер-аналитик «Динамо-ЛО» стал уличным музыкантом, прошёл курсы пармастера и воспитывает четырёх детей 8
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Новогодний подарок от «Ак Барса» и «Авангарда»: две драки, огненный Якупов и казус года с телефоном Дыняка 2
Из Юдино в сборную СССР: история Виктора Колотова, которого уважал Лобановский 2