Завод Зарипова снова судится с «Калашниковым». На кону – клюшки АК-47 и АК-12
Госконцерн защищает свои товарные знаки.
Концерн «Калашников» направил в арбитражный суд РТ иск к заводу «ЗаряД» и положил конец перемирию между госконцерном и компанией нападающего «Ак Барса» Даниса Зарипова. В мае стороны заключили мировое соглашение, по которому завод получил право распоряжаться брендами АК-12 и АК-47. Клюшки с таким названием продаёт и по сей день «ЗаряД».
Сейчас же «Калашников» выставил такие условия, что Зарипову, похоже, придётся полностью отказаться от ассоциаций с автоматами и развивать другой бренд.
СПОР НА 500 ТЫС РУБЛЕЙ
«Калашников» и «ЗаряД» снова готовятся к судебным разбирательствам по поводу клюшек АК-12 и АК-47. Стороны жили в согласии с мая 2019 года, когда в суде было заключено мировое соглашение. На его основании завод Зарипова получил право на использование товарных знаков, принадлежащих концерну. В декабре 2019-го соглашение подошло к концу и о его пролонгации договориться не удалось.
На прошлой неделе, спустя три месяца, арбитражный суд РТ зарегистрировал иск «Калашникова». Дата заседания на момент публикации неизвестна. В ответ на запрос «БИЗНЕС Online» концерн отметил, что по сегодняшний день «ЗаряД» на своём сайте продолжает продажу клюшек без его согласия. Ещё до истечения срока договора, как отметили в пресс-службе «Калашникова», госкорпорация предложила заключить новый лицензионный договор на новый срок.
«До настоящего времени ООО «ЗаряД» лицензионный договор не заключило, продолжая бездоговорное использование товарных знаков АК12 и АК47, что, в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ, дает правообладателю право требовать с нарушителя компенсацию, – говорится в заявлении. – Размер компенсации определяет суд на основании искового заявления правообладателя. Именно эта компенсация, размер которой заявлен концерном в сумме 500 000 руб, составляет предмет исковых требований концерна к ООО «ЗаряД».
В «ЗаряДе» обещали прокомментировать ситуацию позже, но источник издания, знакомый с ситуацией, поделился некоторыми деталями. Согласно прошлому соглашению, действовавшему с мая по декабрь, «ЗаряД» единовременно выплатил «Калашникову» 200 тыс рублей – это по 17 рублей за одну клюшку. По новому соглашению, которое предложил концерн, завод должен был бы выплачивать концерну сумму, в десятки раз превышающую прошлую. В 2019-м «ЗаряД» выпустил, по примерным оценкам, 7 тыс единиц АК-12 и АК-47 – при тех же объёмах продукции выплата за год составила бы несколько миллионов рублей. Вероятно, это и стало причиной, почему завод отказался от договора.
Складывается впечатление что концерн, подталкивает «ЗаряД» к полному отказу от линейки клюшек, созвучных наименований АК-12 и АК-47. Это дело не повлияет на финансовый результат такого гиганта, как «Калашников», но вынудит компанию Зарипова принимать дополнительные усилия по продвижению товара под новым наименованием. В то же время остаётся непонятным, почему в период экономического кризиса крупная российская госкорпорация чинит препятствия в развитии малого бизнеса, да и ещё за столь небольшие средства – 500 тыс рублей.
НА МИРОВУЮ ПОДТОЛКНУЛ «РОСАТОМ»
АК-47 – легендарный автомат, который в представлении не нуждается. В 2011 году минобороны РФ снял его с вооружения, аргументировав тем, что на складах остаётся 15 - 17 млн работоспособных экземпляров. АК-12 – вдохновлённый техническими решениями прошлых АК новый автомат 2012 года. Находится на вооружении сухопутных войск, ВДВ и морской пехоты РФ.
Клюшки с аналогичными названиями «ЗаряД» выпускает с момента основания завода в 2016 году. 47-я модель продаётся на сайте за 9790 рублей, 12-я – за 6990. Логика брендинга очевидна: она намекает на точность, кучность, силу, с которыми прочно ассоциируются автоматы легендарной линейки АК и которые необходимы любому хоккеисту при броске. Благодаря прошлому соглашению стороны сформировали эффективный маркетинговый союз. Клюшками «ЗаряД» играет президент РФ Владимир Путин; ими пользуются многие игроки КХЛ, что указывает на конкурентность продукта Зарипова на фоне заполонивших рынок западных аналогов.
Однако в нынешних условиях «Калашников» не заинтересован в таком перекрёстном продвижении. Как можно предположить, разбирательство с «ЗаряДом» – очередной этап в масштабной и многолетней борьбе концерна за свои интеллектуальные права. Ещё с 1991 года «Калашников» не выдавал другим заводам ни одной лицензии на производство своих автоматов, однако, во многих странах как продолжалось, так и продолжается подпольный выпуск автоматов.
В 2013-м в защиту концерна высказывался на тот момент вице-премьер Дмитрий Рогозин. «Вроде бы цивилизованный мир: страны НАТО, страны Европейского союза, которые сами убеждают Россию в необходимости борьбы с контрафактной продукцией, игнорируют у себя эти правила, – говорил Рогозин. – Они игнорируют наши права на нашу интеллектуальную собственность».
«ЗаряДу» достаётся по остаточному принципу. Ключевой аргумент, на который может надавить завод, если новую мировую заключить не удастся и дойдёт до судебных тяжб, – у «Калашникова» не зарегистрирован патент на клюшки соответствующих названий. Если бы «ЗаряД» производил бы автоматы с названиями АК-12 и АК-47, к позиции концерна было бы невозможно придраться. Но так как с конвейера выходят клюшки, «Калашникову» будет сложнее доказать свою правоту.
Возникает вопрос – если «ЗаряД» обладает таким железным аргументом в свою защиту, почему же завод пошёл на мировое соглашение в мае 2019 года? Затянувшийся судебный процесс лишил бы компанию Зарипова возможности развернуть сотрудничество с другой госструктурой – «Росатомом». В июле «ЗаряД» заключил сделку с Umatex Group. Компания, на 100% принадлежащая «Росатому», получила 50-процентную долю в заводе, а «ЗаряД», в свою очередь, обзавёлся финансовой помощью и поставками композитов из углеволокна, которое при своей высокой пластичностью обладает прочностью металла.
В дальнейшем сотрудничество поможет «ЗаряДу» не только повысить качество клюшек, но и открыть принципиально новые направления. На отрезке в 1,5 - 2 года завод вполне может замахнуться на производство лыж, удочек и других сопутствующих товаров и увеличить свою выручку. В 2017-м (свежих показателей нет), «ЗаряД» заработал 113 млн рублей и получил прибыль в 1,1 млн.
ПОЗИЦИЯ В СУДЕ БУДЕТ СИЛЬНОЙ?
Ситуацию «БИЗНЕС Online» прокомментировал партнёр юридической фирмы «Шаймарданов, Ялилов и Сабитов» Тимур Сабитов. Он напомнил, что защита права на товарный знак возможна только в случае, если его индивидуализация в соответствующим обозначении зарегистрирована. Грубо говоря, «Калашникову» нужно зарегистрировать свои права конкретно на производство клюшек.
«Следовательно, надо понять, какие классы товаров покрывает товарные знаки АК-12 и АК-47. Насколько можно судить из поверхностного анализа открытых источников, список таких товаров довольно широк – от зажигалок до гостиниц и кафе. Если товарный знак не распространяется на группу товаров, к которой относятся хоккейные клюшки, то у компании «Заряд», на мой взгляд, позиция в суде будет довольно сильной», – поделился мнением Сабитов.
Исход дела на данном этапе эксперту спрогнозировать сложно. «С другой стороны, аргументация завода, в целом, тоже понятна – их бренд ассоциируется с надежностью и точностью, поэтому его применение в отношении клюшек с большой долей вероятности добавит этому товару дополнительное внимание со стороны потенциальных потребителей», – отметил он.
При этом, нет сомнений, что «ЗаряД» сможет развиваться и без названий АК, хотя в развитие бренда компания вложила годы. У завода есть две другие линейки клюшек – «Т» и «С», и отсутствие ассоциаций с автоматами не сбавило темп их продаж.
Тем более, продукт «ЗаряДа» может оказаться востребованным в нынешней обстановке. В феврале, когда пандемия коронавируса уже коснулась Китай, НХЛ столкнулась с дефицитом клюшек. У западных производителей 75% подобного инвентаря производится в Поднебесной, где свернулись все производства и возникли проблемы с транспортировкой. Спасся только Warrior, завод которого расположен в Мексике.
На данный момент «ЗаряД» не столкнулся с ростом предложения – для того, чтобы попасть в НХЛ, нужно получить соответствующую лицензию, а это не так просто. Но при развитии пандемии за российскими клюшками вполне могут обратиться игроки европейских лиг.
Артур Валеев, Дмитрий Исламов, Алексей Лучников
Пять интриг казанского этапа Кубка России. Почему Большунов так долго летел и какие призовые пообещал Фардиев? 1
«Зенит» очень подкован, кони стоят на всех позициях». Итоги 21-го тура суперлиги 34
Капитан «Ак Барса» – Яшкин, «Салавата Юлаева» – Панин. А кто у других? 0
«LOVB может стать новой Турцией или Италией на волейбольной карте». В США запустили ещё одну лигу 6
«Ак Барс» потерял Сафонова минимум на месяц. В команде всё плохо с центрфорвардами 0
«Зенит» очень подкован, кони стоят на всех позициях». Итоги 21-го тура суперлиги 34
Странный наезд лыжницы Кулешовой на «прославленную» Казань: выложила видео из номера, а потом удалила его 7
«LOVB может стать новой Турцией или Италией на волейбольной карте». В США запустили ещё одну лигу 6
«Они прошли ад войны». Как ветераны СВО из Татарстана возрождаются в спорте 2
Уйдёт ли Фамейе из «Рубина»? Ему предложат снижение зарплаты, есть интерес от «Динамо» 1