комментарии 3 в закладки

Тренер «Локомотива» отсидел за убийство. Главный кошмар в жизни Крэйга Мактэвиша

Он больше никогда не сядет за руль пьяным.

В январе 1984-го Крэйгу Мактэвишу было 25 лет, и он проводил лучший сезон в карьере. Его «Бостон» лидировал в конференции принца Уэльского, опережая действующего обладателя Кубка Стэнли «Нью-Йорк Айлендерс», а у самого Мактэвиша в середине регулярки были рекордные 18 шайб. Незадолго до Матча звёзд у «Брюинс» образовался четырехдневный перерыв между играми, и Крэйг решил, что в эту паузу можно расслабиться. После вечерней тренировки он заехал в бар, пропустил с друзьями пару кружек пива, потом еще пару, повздорил с сотрудниками заведения и отправился домой в Тексбери, что в 30 минутах от Бостона.

«Дацун» Мактэвиша превышал скорость на 20-25 км/ч, и когда водитель на секунду отвлекся, влетел сзади в «Форд» 26-летней Ким Ли Рэдли. Ударил так сильно, что ее машина отлетела в сторону парковки на 30 метров и приземлилась на крыши еще нескольких автомобилей. Крэйг отделался ушибом плеча и здоровенной ссадиной на правой щеке. Девушку отправили в больницу с тяжелыми травмами головы. Спасателям потребовались гидравлические ножницы, чтобы вытащить её из разбитого всмятку «Форда».


На следующий день фото окровавленного лица Мактэвиша было во всех местных газетах. Он отвергал обвинения в управлении автомобиля в нетрезвом состоянии, называл произошедшее несчастным случаем и приводил в порядок плечо. «Бостон» выражал ему поддержку, и, возможно, эту историю быстро забыли бы, но Ким Ли Рэдли так и не пришла в сознание. Через четыре дня она скончалась. У нее остались сын и муж. Отец Мактэвиша позже рассказывал, что узнав о смерти девушки, Крэйг разрыдался, как ребёнок. Семья пострадавшей попросила полицию еще раз изучить обстоятельства аварии.

«У нас нет оснований отстранять Мактэвиша от игры и подозревать его в чем-то. В конце концов, столкновения произошло в 19:30 вечера, а не в 2-3 утра ночи, поэтому неизвестно, виноват он или нет», – говорил генеральный менеджер «Бостона» Гарри Синден. Крэйг вернулся на лёд через пару недель и даже сделал дубль в игре с «Баффало», но это были его последние голы в сезоне, и они могли стать последними в карьере.

ТЮРЬМА САЛЕМ

В марте 1984-го прошли первые слушания по его делу в суде – он опять всё отвергал и был признан невиновным. Тогда юристы семьи Рэдли нашли свидетелей из бара, в котором в день трагедии развлекался Мактэвиш и вынудили хоккеиста изменить своё поведение. В мае он начал своё выступление в суде со слов извинений и, по совету адвоката, принял часть обвинений. В худшем случае ему грозили 10 лет тюрьмы. После признания Мактэвиш получил минимальный срок – один год. Организация «Матери против пьяного вождения» раскритиковала решение суда, посчитав, что Крэйг заслужил более длительное наказание, но ему дали реальный срок, и это уже было немало для спортсмена такого статуса. К тому же его отправили в Салем – одну из самых старых тюрем США.

Салем был построен в 1813 году, и, как шутили охранники, с тех пор ремонт там не проводился. 180 камер-одиночек без раковин и с ведром вместо унитаза. Заключенные спали на армейских матрасах, а когда Мактэвиш попросил подушку, на него посмотрели с удивлением. «Если найдешь ее, считай, тебе повезло», – ответили ему.

«Салем – это самое страшное место, которое я когда-либо видел. В первые недели ты осознаешь, что потерял свободу, и это ужасно тяжело. Ты живешь в крошечной клетке, ты всё время подавлен. Салем – это не исправительное учреждение, а место, где просто держат людей», – рассказывал Мактэвиш в интервью Edmonton Journal.

В тюрьме ему предлагали работу в прачечной, но он выбрал кухню и стал готовить для заключенных. Подъем в 5-5:30 утра, несколько часов у гриля, мытьё посуды – в Салеме Мактэвишу не давали поблажек и требовали, как со всех остальных. «Мы не хотели, чтобы сотня других заключенных думала, что он особенный, – рассказывал охранник Салема. – «Но Макти держался молодцом. Он не избегал работы».

Днем Мактэвиша одолевала скука – он назвал ее самым тяжелым испытанием первых месяцев заключения. Помогали книги и спортзал. По ночам его терзали кошмары, и от них ничего не спасало. Минуты перед аварией, само столкновение и всё, что было позже, прокручивались в голове Крэйга и не давали спокойно спать. «Я знал, что она умерла из-за меня. Это я её убил», – эта мысль не покидала его с тех пор, как он узнал о смерти Ким.

Крэйг Мактэвиш крайний слева во втором ряду


РОДИТЕЛИ КИМ ПРОСТИЛИ ХОККЕИСТА

Через 90 дней Мактэвиша перевели в коррекционный центр города Лоуренс, где он провел еще девять месяцев. Условия изменились в лучшую сторону, у него появились сокамерники, он смог посещать учебные заведения с лекциями о том, к чему приводит вождение автомобиля в нетрезвом состоянии. Иногда к нему заглядывали игроки «Бостона», а осенью к Крэйгу пришли родители Ким. Он боялся этой встречи и не знал, что сказать, а когда увидел их, не сдержал слёз и смог выдавить из себя только одно: «Простите меня, простите, простите».

Они простили. Родители Ким были религиозными людьми, и им было важно, чтобы Мактэвиш осознал свою ошибку и не повторял ее в дальнейшем. «Мы думаем, что Ким хотела бы видеть Крэйга другим человеком после заключения. Мы видим, что он меняется», – рассказывал отец погибшей девушки. «Его можно уважать за то, что он сделал со своей жизнью, попав в тюрьму. Мы пришли к нему не для того, чтобы обвинять его. Проблема не в нем, а в том, что молодые ребята попадают в спорт прямо со школьной скамьи, видят огромные деньги, покупают крутые машины».

Мактэвиш еще долго получал от матери Ким поздравительные открытки на день рождения. Муж погибшей требовал от игрока 10 млн долларов в качестве компенсации, но суд отклонил его запросы.

ПЕРЕХОД В «ЭДМОНТОН» И ТРИ КУБКА СТЭНЛИ

За несколько месяцев до выхода из тюрьмы Крэйг подписал контракт с «Эдмонтоном», и в этой новости удивляло всё. Во-первых, «Бостон» почему-то отпустил молодого центра без компенсации. Во-вторых, лучшей команде НХЛ зачем-то понадобился игрок, который пропустил целый год. В-третьих, сам Мактэвиш выбрал клуб с запредельной конкуренцией, а не что-то попроще для старта. «Брюинс» хотели оставить его у себя, но разрешили нападающему самому выбирать, хочет он возвращаться в Массачусетс или нет. Крэйг не стал рисковать – в Бостоне о трагедии ему напоминало бы слишком многое. Скауты «Ойлерс» общались с ним в тюрьме и видели, что сотни часов, проведенные хоккеистом в спортзале, не прошли зря, а Макти не хотелось играть просто ради галочки.

«Я стал серьёзнее. Раньше мне многое доставалось легко, я относился к жизни играючи. Мне дали стипендию в колледже, я попал в НХЛ, стал зарабатывать хорошие деньги», – объяснял свой выбор Мактэвиш на пресс-конференции, оказавшись на свободе. «В тюрьме я понял, что проведу в хоккее лишь какое-то время. И это нужно ценить, брать от этого всё. Мне дали второй шанс, я могу исправить свою карьеру»

С выбором «Эдмонтона» он не ошибся, как не ошиблись в клубе, подписав с игроком двухлетний контракт. Мактэвиш забил в первом матче первым же броском, а из пяти Кубков Стэнли, которые завоевали «нефтяники», он выиграл три. Главный тренер «Ойлерс» Глен Сатер называл его возвращение чудом, а критика некоторых фанатов, которые орали в сторону Крэйга обидные вещи, хоккеиста не слишком волновала.

«Я понимал, что критики не избежать. Но я не могу чувствовать себя хуже, чем сейчас. Наверное, люди думают, что я легко отделался – всего год тюрьмы. Но я никогда не думал, что год это так много», – говорил Мактэвиш. «Тот страшный день никогда не выйдет у меня из головы. Я буду помнить о погибшей девушке до конца своей жизни».

«НИКОГДА НЕ ЗАБУДУ О ТОМ ДНЕ»

Крэйг Мактавиш / фото: Bruce Bennett, Getty Images


В Салеме Мактэвиш посещал образовательную программу о вреде алкоголя, а затем уже сам стал просвещать молодежь, рассказывая о последствиях пьяного вождения.

«Я не буду объяснять, что алкоголь это плохо, так как в любом случае не повлияю на ваше решение пить или не пить. Но я точно знаю, что выпивка не решит ваших проблем, но может их доставить. Я вышел из тюрьмы, но никогда не буду свободен полностью. Я никогда не забуду о том дне, и ничего не будет забыто.

Понимаю, что многие из вас скажут: да мы все знаем, но с нами это точно не случится. Я тоже так думал. И понял свою ошибку слишком поздно, когда она стоила жизни другого человека. Вам еще не поздно посмотреть на меня и запомнить простую и важную вещь: нельзя находиться за рулем пьяным. Никогда!»

Артём Зырянов (телеграм-канал «Эпицентр») специально для «БИЗНЕС Online»

Читайте также:

«Локомотив» назначил тренера, который провалился в «Эдмонтоне» на всех постах

Новый тренер «Локомотива» был последним в НХЛ, кто играл без шлема

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх