Новый стадион для «Уфы» на 15 тыс. Почему это мало?
За образец может быть взята арена в Беларуси.
Разговоры о том, что «Уфа» рано или поздно получит новый стадион, начались уже давно. Чуть ли ни сразу после завершения реконструкции «Нефтяника», где команда играет сейчас. Но теперь, после слов главы республики Рустэма Хамитова, кажется, что этот вопрос уже окончательно решён. С одной стороны, за уфимских футболистов и болельщиков можно только порадоваться. Новый стадион – это всегда хорошо. С другой – вместимость планируемой арены всего 15 тыс человек. И это вызывает исключительно недоумение.
БЕЗ ГОНЧАРЕНКО НИКАК
Если потезисно, то вот что можно выделить из слов Хамитова:
– в городе определено три места, где новый стадион может появиться, но окончательно точка на карте ещё не поставлена;
– в качестве образца взят неназванный стадион из Беларуси;
– стоимость строительства – 3 - 4 млрд рублей;
– вместимость новой арены – 15 - 16 тыс зрителей.
К счастью, в Беларуси не очень много стадионов, так что найти тот, что, по всей видимости, вдохновил уфимцев, совсем несложно. Единственный объект, подходящий под описание, это «Борисов-Арена» – домашний стадион футбольного клуба БАТЭ в городе Борисов. Здесь же свои домашние матчи проводит и национальная сборная страны.
Если кто-то хочет найти след Виктора Гончаренко, бывшего главным тренером и в БАТЭ, и в «Уфе», то этого сделать, на первый взгляд, не получается. Поскольку на момент открытия «Борисов-Арены» Гончаренко был тренером «Кубани». Но… барабанная дробь! Вот фотография от 1 июня, на которой Гончаренко и генеральный директор уфимского клуба Шамиль Газизов на газоне этой самой «Борисов-Арены». Судя по всему, Гончаренко здесь выступил в качестве посредника, который свёл уфимскую и белорусскую стороны.
Белорусы открыли свой стадион в 2014 году, а стоимость его постройки оценивается в 58 млн долларов. Если по сегодняшнему курсу переводить в российские рубли, то как раз и получим те самые 3-4 миллиарда рублей, о которых говорил Хамитов. Вместимость трибун в Борисове, правда, всего 13 тыс человек. Но строить в Уфе новый стадион, вмещающий меньше старого, было бы, знаете ли, уж совсем перебор.
Хорошо, с образцом для подражания всё вроде бы понятно. Тут возникает другой и более важный вопрос. Почему именно этот образец? Почему новый стадион будет вмещать всё те же 15 тысяч, что и «Нефтяник»?
Теоретически существует три варианта ответа.
ДЕНЬГИ ИЛИ ПОЗОР?
Первый вариант – это ограниченность бюджета. То есть, возможно, при создании проекта основным критерием была не вместимость стадиона, а затраты на его строительство. Получается, что вот за эти деньги можно построить на 15 тыс. Если хотим больше, нужно больше денег, а их, может быть, и нет. Тогда стоит ли оно вообще того? Почему бы не продолжать играть на «Нефтянике»? За 4 миллиарда можно и потерпеть беговые дорожки между трибунами и полем, ничего страшного. Ну, если нет денег, давайте жить по средствам. Будут деньги – будем строить новый большой стадион, не будет – продолжим на «Нефтянике». Зачем каждый раз полумерами ограничиваться? В конце концов, можно «Нефтяник» понемногу обновлять.
Но возможен и второй вариант, который не связан с деньгами. Вот слова про стадион, сказанные Газизовым «Спорт-экспрессу» в конце июля: «Пусть он лучше будет на 14 - 15 тысяч, но всегда заполненным, чем наполовину пустым 30-тысячником». И вот это уже, конечно, просто позор.
Давайте снова посмотрим, что ещё говорил Газизов. В мае 2017-го генеральный директор «Уфы» дал интервью уфимскому неспортивному изданию, в котором вообще не шла речь о самой игре. Разговор был о маркетинге, болельщиках и прочих околофутбольных делах. На вопрос о том, довольны ли в клубе тем, как выстроена работа с болельщиками, Газизов прямо и спокойно ответил: «Нет, я не доволен».
Прошёл год, даже чуть больше. В июле 2018-го Газизов говорит тому же самому СМИ: «У нас страдают работа с болельщиками, маркетинг». Послушайте, но время-то идёт, команда вот в еврокубки попала, есть шанс с «Глазго Рейнджерс» сыграть, может быть, пора уже что-то делать с этим самым маркетингом, кроме того, что раз за разом признавать его несостоятельность?
Новый стадион сам по себе, безусловно, добавит посещаемости, это история, которая работает везде и в любом виде спорта. На новую арену всегда поначалу приходит много людей, посмотрите хотя бы на посещаемость первых матчей ФНЛ в городах, где летом проходил чемпионат мира. Да можно и за пределы спорта выйти. Новые кинотеатры, рестораны, прочие развлекательные заведения всегда после открытия собирают народ, людям просто любопытно, такова природа человека. Другое дело, что эффект новизны не очень долговечен и чтобы удержать аудиторию, нужно действительно стараться и работать. Примеры, когда клуб не может заполнить болельщиками свеженький стадион, тоже есть. Чтобы далеко не уходить от «Уфы», достаточно назвать «Рубин» или ЦСКА (но тут уже точно Гончаренко никак не притянуть, это не его вина!).
И всё же с тезисом Газизова о том, что лучше маленький стадион, но всегда заполненный, нельзя соглашаться. Лучше всё-таки найти способ усилить работу с болельщиками, тем более, что для этого не нужны никакие миллиарды.
«САЛАВАТ ЮЛАЕВ» ПОМОЖЕТ?
Вот простой пример из хоккея. Когда рижское «Динамо» только вступило в КХЛ, российские клубы обалдели от того, как в Риге всё устроено в плане шоу и маркетинга. В результате через некоторое время латвийские спецы поехали в Астану, Мытищи и другие хоккейные города, чтобы применять свой опыт уже там. Конечно, не бесплатно, но и явно не за те суммы, которые получают профессиональные хоккеисты.
Так и «Уфе», возможно, стоит задуматься не только над трансферами новых атакующих футболистов, но и специалистов, которые могли бы усилить именно маркетинговую составляющую. В конце концов, «Салават Юлаев» всегда под боком. В хоккейном клубе работают люди, которые проводили Неделю звёзд КХЛ, молодёжный чемпионат мира и прочие большие события. Да, у хоккеистов тоже не всё всегда идеально с посещаемостью и маркетингом, но как минимум у людей есть опыт, который может оказаться полезным.
Сейчас в качестве оправданий незаполненным трибунам «Нефтяника» называются плохая погода, неудобное расположение стадиона, отсутствие крыши и прочие факторы. Однако на матчах «Зенита» или «Спартака» в Уфе почему-то мы видим полные трибуны, и оказывается, что все эти помехи не такие уж и существенные для тех, кто хочет посмотреть игру.
Короче говоря, варианты для усиления у «Уфы» существуют, их нужно анализировать, ими нужно заниматься. При этом нельзя сказать, что клуб стоит на месте. Движение вперёд есть, его видно, но оно очень медленное и одного признания этого факта, к сожалению, недостаточно для исправления ситуации. Так что и новый стадион не станет универсальной панацеей. Первое время зрители, конечно, будут ходить и так, но если с этими зрителями не будут хорошо работать, рано или поздно интерес иссякнет, и «Уфа» получит те же 5-6 тысяч человек, как и сейчас на «Нефтянике».
БИЗНЕС-ЦЕНТР ВМЕСТО СТАДИОНА
А вот, если ещё не забыли, третий возможный вариант ответа, почему в Уфе хотят такой небольшой стадион. Он тоже денежный, но связан не с постройкой, а с эксплуатацией. Да, мало потратить деньги на строительство, надо ещё и постоянно тратить на поддержание объекта в рабочем состоянии. Но тут, кстати, проще, опять же с умом, главное, подойти. Стадион не должен быть просто спортивной площадкой, стадион должен быть бизнес-центром, если хотите. С концертами, конференциями, магазинами, фитнесами, офисами – всем, чем угодно, что будет оправдывать его существование, даже если профессиональный футбол в городе вдруг загнётся. При таком подходе так же совершенно не важно, где этот стадион строить. Важно просто вместе с самим объектом спроектировать и всю транспортную инфраструктуру с удобными подъездами, парковками и доступным общественным транспортом. Конечно, сказать проще, чем сделать. Но иначе зачем тогда это всё?
Ну, и самое главное. Новый стадион на 15 тысяч – это ещё и показатель того, что клуб как будто бы не хочет расти. Серьёзно. Представьте себе ситуацию, что «Уфа» не ограничивается шестым местом в РПЛ, а регулярно борется за медали, регулярно играет в еврокубках, попадает в Лигу чемпионов, становится флагманом российского футбола, за который болеют не только в Башкирии, но и по всей стране, а в самой Уфе все поголовно забыли хоккей и влюблены в футбол. Сложно сегодня такое представить, конечно, но если не представлять, то зачем вообще было выходить в премьер-лигу? А если вот это всё представленное вдруг сбывается, то очевидно же, что 15 тысяч – это мало. 15 тысяч – это как «Ребята, давайте не будем никуда высовываться, сидим в середине таблицы и ладно. Окей?» Если у клуба вдруг именно такая стратегия, то все вопросы, конечно, снимаются.
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Алекно выиграл 10-й матч подряд, Абаев выбрал Казань, Соколов снова MVP. Итоги 20-го тура суперлиги 31
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 11
«Не понимаю, что происходит с Хмелевским». Батрак – о «зелёном дерби» 1
63 минуты штрафа, Лукоянов на трибуне и подколы «Ак Барса». Казанцы забрали второе «зелёное дерби» подряд 1
Алекно выиграл 10-й матч подряд, Абаев выбрал Казань, Соколов снова MVP. Итоги 20-го тура суперлиги 31
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 11
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Помните Дениса Макарова? Ярко начал в «Динамо», а теперь полирует скамейку запасных 4