Радель Фазлеев: «Американцы спрашивают: «Как вы живёте при диктатуре Путина»?
Российский нападающий «Лихай Вэлли» Радель Фазлеев подвел итоги второго сезона в АХЛ, рассказал, как во время Олимпиады на спор выиграл 200 долларов, и поделился правилами жизни, процитировав стихи Омара Хайяма.
22-летний проспект «Филадельфии» в прошлом сезоне сыграл в АХЛ 63 матча, в которых набрал 19 (4+15) очков, а его команда дошла до полуфинала Кубка Колдера.
«В ЗАЛЕ СЛАВЫ СЕРДЦЕ В ПЯТКИ УХОДИТ»
– Радель, как оцениваете свой второй сезон в АХЛ?
– Нормально. По сравнению с дебютным, я выглядел получше. Освоился, приноровился, понимаю, как играть, чтобы запоминаться не потерями, а продолжением атак. Это связано с освоением системы командной игры. Тем не менее, понимаю, что совершенству нет предела. Если я сделал шаг вперёд, играя в АХЛ, то какой скачок делают те, кто играет в НХЛ. А я же стремлюсь попасть туда. Хотя понимаю, что мне не нужно следить за другими. А фокусировать внимание на своей игре, о чем еще в начале прошлого года говорил наш тренер. Поэтому, я считаю, что у меня есть прогресс, он заметен.
– Вы на площадке действовали строго по тренерским заданиям или могли импровизировать?
– Все хоккеисты придерживаются командной тактики, отходить от которой могут игроки уровня Кросби, Овечкина, Ягра. Если говорить обо мне, то тренер был доволен и моей ролью на площадке, и выполнением его заданий. Разве что я сам не совсем доволен количеством матчей. В регулярном сезоне провел 63 матча из 76, хотя избежал травм и не успевал устать. Когда тренер оставлял меня в запасе, он объяснял это необходимостью ротации состава.
– Тем не менее, на родине по итогам твоего сезона уже успели сделать выводы, что Фазлеев для НХЛ не подходит.
– В прошлом сезоне я почитывал заметки Лёши Шевченко, с которым мы хорошо общались во время молодежного чемпионата мира. В этом сезоне времени не было, но я подумывал, что он, наверное, «поливает» меня в своих заметках, ориентируясь на статистику. Я даже не читал, чтобы не увидеть, например, совет, что «мне пора заканчивать с хоккеем». Я понимаю, что журналистам что-то надо писать, при этом, они физически не могут отсмотреть все наши матчи, вот и приходится делать выводы, которые иначе как поверхностными не назовешь. Я ориентируюсь на собственное состояние, слова тренерского штаба. Потом, у меня есть отец – мой самый главный критик, который уже несколько лет смотрит за всеми моими играми в прямом эфире, и тоже считает, что у меня есть прогресс.
– Что необходимо, чтобы прорваться в НХЛ?
– У меня контракт с «Филадельфией» действует еще год. Снова буду работать, чтобы генеральный менеджер «Флайерс» Рон Хэкстолл сделал нужные выводы. Это же самое простое – работать, проявлять себя, а выводы пусть делает руководство. К счастью, оно их будет делать не по прочтению прессы.
– Смотрели матчи «Филадельфии»?
– Я в свободное время стараюсь морально отдыхать от хоккея, чтобы не перегружать себя. Конечно, смотрю видео на тактических занятиях, там интересно наблюдать за действиями отдельных хоккеистов. Что касается хоккея, который я смотрю самостоятельно, то это матчи плей-офф, особенно когда находишься на выезде, есть возможность отвлечься от домашних дел.
– В целом, командные итоги сезона «Лихай Вэлли» можно оценить положительно?
– Да. Впервые в истории клуба мы добрались до полуфинала плей-офф АХЛ. В итоге проиграли «Торонто Марлис» – будущему победителю турнира.
– В составе «Торонто Марлис» было очень много шведов. Это каким-то образом меняло стиль их игры. Или же АХЛ общий стиль игры, который называют «бей-беги»?
– «Бей-беги» остались вне зоны плей-офф. Что касается шведов, то их очень много не только в «Марлис», но и в целом в АХЛ и НХЛ.
– В «Торонто» есть команды НХЛ. На АХЛ зрители тоже ходят?
– В регулярном чемпионате на «Марлис» ходили тысяч по пять при вместимости арены в 8 тысяч. А в плей-офф были аншлаги, учитывая, что «Мейпл Лифс» рано вылетели из Кубка Стэнли. В Канаде болельщиков хватает на все команды, в чем я убедился, еще играя в юниорской лиге за «Калгари Хитмен», у которой были персональные фанаты, несмотря на наличие в городе команды НХЛ «Калгари Флеймс».
Кстати, в том же Торонто есть еще и бейсбол, и баскетбол, единственные команды из Канады, играющие в профессиональных лигах, и у них тоже огромное количество болельщиков. Побывав в Торонто, я не мог отказать себе в удовольствии сходить в Зал славы хоккея. Очень понравилось. Канадцы отдают должное не только своим хоккеистам, но и нашим, в том числе тем, кто не играл в НХЛ. Там такая аура, что сердце в пятки уходят. В центре Зала славы стоит Кубок Стэнли, который я сфотографировал. Пока так, дальше, дай Бог, буду бороться за то, чтобы подержать его в руках.
«ПО ХОДУ ОЛИМПИАДЫ ВЫИГРАЛ У АМЕРИКАНЦА 200 ДОЛЛАРОВ»
– Этот сезон запомнился Олимпиадой в Корее, где впервые за долгое время не было игроков из НХЛ. За океаном следили за играми?
– Нет, все были уверены в победе сборной России. К тому же для Штатов время просмотра хоккея было не очень удобным. Я сам еле-еле финал смотрел, да и то третий период. Весь испереживался. Гораздо больше удовольствия получил, когда видео из победной раздевалки показывали, увидел там много знакомых лиц, с кем пересекался по молодежной сборной страны. Кириллу Капризову потом написал поздравительную смску, что он осуществил нашу детскую мечту – стать олимпийским чемпионом.
Вот фигурное катание там показывали в удобное для телезрителей время. Мы, кстати, часто спорили с одним моим одноклубником насчет олимпийских итогов. На матч Россия – США мы с ним спорили с форой, что наши выиграют с преимуществом более чем в две шайбы. В итоге и Россия выиграла – 4:1, и я выиграл у него 100 долларов. Потом я предложил ему на фигурное катание поспорить, на соревнования среди девушек. Я-то был уверен в наших девчонках, и он, такой простой, согласился. Для него же Америка сильнее всех и во всем. Еще 100 долларов мне проиграл. После этого он сообразил, что спорить со мной себе дороже.
– Вы раньше рассказывали о спорах с партнёрами по команде на различные политические темы. Эти споры вне хоккея продолжаются?
– Можно сказать, что сошли на нет. Много было споров, когда к власти в США пришел Дональд Трамп. Год прошел, политический накал спал. К тому же я стараюсь не лезть в разговоры, в которых не компетентен. Хотя, иногда невозможно стерпеть. Меня один канадец как-то убеждал, что Америка выиграла вторую мировую войну. Он мне доказывал, что американцы главные герои той войны. Я попытался на фактах что-то объяснить, рассказать, потом, чувствую, он меня не слышит, и стоит на своём. Ну, как ему что-то объяснишь? Мы сейчас в Турции отдыхали, общались с украинцами, они говорят «Нам про Россию показывают какой-то ужас». Думаю, что и у нас про Украину тоже самое.
– Какой вопрос вы часто слышите в Америке?
– «Как вам живётся в России при диктатуре Путина?» Я отвечаю, что в моём окружении нет людей, которые бы плохо относились к нашему президенту. В том числе и потому, что помнят, как жилось совсем недавно. У меня в памяти осталось, как мы жили 10-15 лет назад, это же совсем другое, чем сейчас.
Потом мне нравится узнавать что-то из истории. Например, с интересом посмотрел сериал «Троцкий», слышал там какую-то фамилию, ставил фильм на паузу, и залезал в Википедию, чтобы понять о ком речь. Смотрел фильмы про Ленина, Сталина, военное время. Мне отец рассказывал, что во время войны на поле крапивы не было, потому, что ее сразу для супа забирали. В итоге дошел до времени, когда президентом России стал Борис Ельцин, когда по Москве ездили танки, людям кушать было нечего. Это же картинка из России 20-летней давности. Как можно сравнивать нас с Америкой?
Я им объясняю, что Америке двести с лишним лет, на территории страны не было ни одной реальной войны, кроме гражданской. Само собой, уровень их жизни будет несравним с нашим. Тем не менее, мы какие шаги вперёд сделали! И это же видят те иностранцы, которые сюда приезжают, в том числе, поиграть. К примеру, со мной советовался насчет Нижнего Новгорода Энди Миле. Сейчас при переходе их больше интересует уже не хоккей, команды, а бытовые и семейные вопросы. Но и они сейчас решаются достаточно просто. Мили еще обмолвился, что о Казани от знакомых слышал только очень хорошее. Мы пообщались с Энди, потом смотрю, он через два дня подписал контракт с Нижним.
– Казань в этом году выиграла Кубок Гагарина.
– Очень рад за «Ак Барс». Специально искал пятую игру финала с ЦСКА, чтобы пересмотреть. Видел, как забили, тут же отошли в глубокую оборону, и я опасался, что слишком рано начали играть по счету. Но, ничего, «барсы» просто не дали шансов армейцам, ложились под шайбу, ловили ее зубами. Помню, как мы девять лет назад праздновали выигрыш первого Кубка Гагарина, какой это был праздник для города.
Успех «Ак Барса» доказал, что не деньги Кубки выигрывают. Возможно, повлияло еще и то, что на Олимпиаду поехала сборная, составленная из СКА и ЦСКА. Усталость лишняя всё равно была и эмоции не успели восполнить. Плюс работа Билялетдинова. Сколько бы его не критиковали, а он показал класс. Он выиграл за счет командной дисциплины, за счет самоотдачи игроков, мужского характера, за счет того, что местные воспитанники бились за родную команду. Молодежь билась, я того же Никиту Лямкина знаю с 15 лет. Он родом из Бийска, где хоккея-то не было, а он в итоге дорос до игрока, выигравшего Кубок Гагарина. Я больше всего рад за него, красавец просто!
«АБЫЙКА, МОЙ ЛЮБИМЫЙ ИГРОК ЗАРИПОВ»
– Пребывание в Казани для вас, традиционно, связано с участием в матче с друзьями по школе «Ак Барса». Сейчас играли?
– В этом году мы провели два матча, в котором встречались команды моего выпуска со специально приглашенной командой соперников. Организовывает всё это наш товарищ Камиль Мингазов, спасибо ему огромное. Первый матч я пропустил и наши его выиграли – 7:4, хотя в прошлые годы мы всегда уступали. Когда приехал на вторую игру, думал, что меня затроллят. Мол, ты якорь, не было тебя и мы победили. Я немного опешил. В качестве наших соперников там собрались Тимур Билялов, Артем Лукоянов, Михаил Глухов, из Альметьевска подтянулись Андрей Демидов, Максим Сергеев, Данил Файзуллин, Динар Хамидуллин, Дамир Шарипзянов.
– Как сыграли второй матч?
– Уступали 5:10, а потом собрались, и вытащили матч – 11:10. Эдик Насыбуллин, после одного из голов, сказал: «Вот он наш характер, «Ак Барса»-1996». Да, мы взрослеем, играем в разных странах и континентах, но в душе остаемся такими же пацанами, со своими приколами. Я с собой взял 5-летнего племянника. Правда, предупредил, чтобы не повторял потом многие слова, которые услышит в раздевалке. Это у меня с детства, когда отец брал во взрослые компании, также учил, чтобы потом в мальчишеских компаниях я не выпендривался особо. Племянник у меня сейчас тренируется в Академии «Ак Барса», всё спрашивал, знаю ли я Даниса Зарипова. Говорю, да, знаю. А знает ли меня Зарипов? Знает, говорю. Племянник, гордо так, заявляет: «Абыйка, это мой любимый игрок в «Ак Барсе!»
– Атмосферу чемпионата мира прочувствовали?
– О, да! Я еще в первые дни чемпионата специально без машины гулял по родному городу, и прямо гордость переполняла. Город цветет буквально, всё везде аккуратно, красиво. Вот оно, пожалуйста, Европа пришла к нам, или точнее, мы в неё переместились. Я еще искал с кем бы из иностранцев по-английски пообщаться, чтобы не думали, что у нас дремучий народ. Одному подсказал куда пойти, другому. В метро пообщался с семьей, которая искала выход к Кремлю, спросил: «Как вам в Казани?» Говорят, фантастика, оказалось, что это колумбийцы. В метро еще стояли сотрудники полиции, и они также, пусть и на ломаном английском, но объясняли, как и куда следует идти. Я подумал, вот, молодцы, и тут подготовились.
– Многие оказались недовольны нашествием в город иностранных болельщиков и вообще проведением турнира в России.
– А почему? Какие минусы были от того, что чемпионат прошел у нас в городе, в стране? Я специально снимал и выкладывал в свой инстаграм то, как жила Казань в эти дни, чтобы и американцы, и канадцы видели как здесь здорово. Сходил на фан-фест и увидел, что там щепками деревянными все устлано. Вот эта деталь мне очень понравилась. Казалось бы, элементарно всё, но зато удобно. Садишься на них, и никакой грязи на одежде не остается. И я за лицами людей наблюдал, все были довольны. В том числе, иностранцы, которых на родине запугивали Россией. Футбол посмотрел в фан-фесте, удивился, что такой большой экран, а качество показа и звук идеальные. Короче, организация была на высшем уровне, и меня переполняли гордость и за Казань, и за страну, которые устроили такой праздник. Спасибо тем, кто его сюда привёл.
– Видно, что вы позитивно относитесь к жизни…
– Меня и отец так учил, и дедушка. Они внушали: «Если ты сам будешь хорошим человеком, то и рядом с тобой будут хорошие люди». Верю в Аллаха, в заветы, которые гласят, что, если ты будешь много работать, то тебе воздастся. Я с этим принципом живу, можно сказать, что, если ты будешь хорошо относиться к людям, то получишь в ответ тоже самое. У Омара Хайяма есть цитата (далее Радель прочел два четверостишия – прим. ред.).
Не делай зла, вернётся бумерангом.
Не плюй в колодец, будешь воду пить.
Не обижай того, кто ниже рангом.
А вдруг придётся что-нибудь просить.
Не предавай друзей, их не заменишь.
И не теряй любимых – не вернешь.
Не лги себе – со временем заметишь,
Что этой ложью сам себя ты предаёшь.
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 11
«Не понимаю, что происходит с Хмелевским». Батрак – о «зелёном дерби» 1
63 минуты штрафа, Лукоянов на трибуне и подколы «Ак Барса». Казанцы забрали второе «зелёное дерби» подряд 1
«Зелёное дерби» только из своих воспитанников: братья Свечниковы – в «Ак Барсе», Василевский – в «Салавате» 0
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Алекно выиграл 10-й матч подряд, Абаев выбрал Казань, Соколов снова MVP. Итоги 20-го тура суперлиги 14
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 11
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Помните Дениса Макарова? Ярко начал в «Динамо», а теперь полирует скамейку запасных 4