Владимир Юрзинов: «Мы – дураки, потому что не развиваем молодых игроков в клубах»
Легендарный тренер, бывший наставник сборной России Владимир Юрзинов-старший в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал, какую пользу может принести победа на Олимпиаде-2018, поделился мнением о проблемах российского хоккея, а также оценил работу своих преемников в сборной Зинэтулы Билялетдинова и Олега Знарка.
Напомним, что под руководством Владимира Юрзинова сборная России завоевала «серебро» Олимпиады-1998, а на Играх в Солт-Лейк-Сити и Турине он входил в тренерские штабы Вячеслава Фетисова и Владимира Крикунова, внеся вклад в бронзовые медали Игр-2002. Кроме того, Юрзинов был помощником Виктора Тихонова на победной Олимпиаде-1992.
«Этих пижонов мы сегодня обыграем». 20 лет финалу Нагано-98
«ЗНАРОК – МОЩНАЯ ФИГУРА В МИРОВОМ ХОККЕЕ»
– Владимир Владимирович, какие у вас остались впечатления от выступления сборной России на Олимпиаде-2018?
– Отличные! Вы мне не хотите в достижения добавить половинку золотой медали за работу консультантом в сборной в предолимпийсий цикл? (Смеётся) Четыре года длилась работа с Олегом Валерьевичем. Он меня спросил несколько лет назад: «Пойдёшь?». Я сказал, что мне это интересно.
– Почему не поехали в Пхёнчхан?
– Я до последнего дня помогал тренерскому штабу с подготовкой сборной. А не полетел только потому, что были проблемы со здоровьем, врачи не разрешили. А так я в предолимпийский цикл всё время был со сборной. Поэтому для меня победа на Играх – огромная радость.
– Благодаря чему Россия выиграла Олимпиаду?
– За счёт микроклимата в команде. Мы много говорили с тренерским штабом о том, что на Олимпиаде важны любые мелочи. Заслуга Знарка в создании отличной атмосферы в коллективе. Кто-то из игроков даже сказал, что он нас научил побеждать. Как человек, который стоял с ним рядом и был его советником, могу сказать, что он вошёл в историю советско-российского хоккея. Он вырос за это время. На сегодняшний день Знарок – мощная фигура не только в нашем, но и в мировом хоккее. Большую роль в победе сборной ещё сыграла ФХР, чувствовалось, что они вложили душу в команду. Также я бы отметил роль Ромы Ротенберга. В итоге команда предстала на Играх ухоженной. Самое главное, что в ней была душа.
– Не может ли привести победа к Олимпиаде к стагнации российского хоккея?
– Приведёт это к стагнации или нет – зависит от нас. Должен быть проведён чёткий анализ, должная быть программа. Столько вопросов поставила эта Олимпиада. Но мы обманываем себя, говоря, что на Олимпиаде были слабые соперники. В частности, ваши братья – журналисты. Все эти хоккеисты играют ведущие роли в европейском хоккее.
«ПРО ДВОРОВЫЙ ТУРНИР ГОВОРИТ ВРАЖЕСКИЙ ГОЛОС»
– То есть, нельзя сказать, что состав сборной России был значительнее сильнее других?
– Что за детсад – сильнее или слабее. Вот есть вещи, которые заставляют задуматься: сколько финнов, шведов играют в НХЛ? Сколько их играет в Европе? А где наши игроки в Европе? Никого. Где наши тренеры в Европе? Не пускают. Это конкуренция. Хорошо, что наши ребята появляются в НХЛ. Но это единицы. Почему мы так не любим свою молодёжь? Не развиваем её и не даём ей играть? Почему руководители клубов не ставят в приоритет подготовку собственного резерва? Например, в Татарстане, Уфе полно своих талантливых ребят, которым надо только давать играть и продолжать их развивать. Почему у нас в клубах не работают такие российские тренеры как Кудашов, Буцаев, Разин, Быков? Почему мы не верим себе? Почему мы сокращаем клубы? Из Новокузнецка вышли Сорокин, Телегин, Капризов, Бобровский, Орлов. Почему мы так поступаем? Кто это позволил это сделать?
– Есть клише, которое применяют к хоккейному турниру в Пхёнчхане – «дворовый»...
– Как бы сказал Тарасов, это вражеский голос, потому что на Олимпиаде выступали лучшие хоккеисты национальных европейских чемпионатов. Я же многих вижу в Швейцарии, Финляндии. Это игроки, которые выступают в Европе в первых пятёрках и получают большие деньги. Никто не будет платить столько игрокам, с не соответствующим уровню. На Олимпиаде-2018 играли отборные ребята.
Просто идёт выравнивание в мировом хоккее – появление немцев, швейцарцев и других закономерное явление. Посмотрите, сколько в Германии понастроили новых катков, как они показывают хоккей по телевидению. Зрителей полно. Там не может быть ситуации, как с нашим ЦСКА, когда на победителя регулярки ходит всего 4 тысячи зрителей.
Кто-то говорит про Знарка: «Ему повезло». Ну, как повезло? Знарок до конца был собран, он ни разу не потерял нить управления и был сконцентрирован. Он же сумел сменить вовремя вратаря на пятого полевого игрока в финале, когда пошла атака на ворота немцев, и ребята забили гол. Вот это управление командой, сплочённость, игра друг за друга привели к победе на Олимпиаде. Это «золото» вообще толчок к развитию нашего хоккея. Другое дело, как мы этим воспользуемся. Построим ли мы новые катки в Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, где команды играют в старых дворцах еще прошлого века.
Может быть, в связи с победой на Олимпиаде вернемся к тому, что не пять, а три иностранца должны будут играть в клубах. Посмотрите, сколько у нас создано школ, молодёжных команд. Создана хоккейная академии в Татарстане. Нужно просто молодым ребятам доверять и давать играть. Почему мы себя считаем людьми второго сорта? Мы сейчас не решаем главную задачу – подготовку своих молодых игроков. Тех руководителей, которые говорят, что сейчас их нет, надо освобождать от должности.
– Какую Олимпиаду, кроме Нагано, вы чаще всего вспоминаете?
– Стараюсь не вспоминать Лейк-Плэсид. Это была тюрьма, сплошные железные прутья. Там была ужасная обстановка. В это время проходили афганские события. Мы поехали на те Игры примерно в таких же ужасных информационных условиях, что и на Олимпиаду-2018.
– Расскажите про ваш финский опыт работы...
– Финны работают на экспорт. Когда я пришёл к руководителю ТПС по поводу Саку Койву, сказал ему: «Он уедет, и у нас зрители не будут ходить». Он мне ответил: «Койву уедет, мы за него получим ещё 200 тысяч долларов. Он будет прославлять нашу страну. У нас начнет еще больше детей приходить в хоккей. И мы будем готовить этих ребят». А нашего брата сейчас в Европе нигде нет – ни тренерского, ни игрового. Не приглашают.
– Вы были последним...
– Да. Нужно постоянно держать свой уровень. Вот Казань держит этот уровень. Они, правда, тоже делают акцент на иностранцах, но создали академию, пригласили в Альметьевск Захаркина. И Захаркин-то какое большое дело сделал. Он же Капризова поставил с Умарком, Захаркин его подтянул. В третьих-четвёртых звеньях лидеры не рождаются. А у нас сейчас посмотрите, что творится в КХЛ? В большинстве – все иностранцы, в меньшинстве ещё хотя бы где-то наши бегают. А Олимпиаду мы выиграли, в том числе за счёт подготовки. У нас очень сложно было отобрать игроков, а сейчас появился резерв, выбор. В сборную России на Игры не попали и другие ребята, которые были достойны. У нас сейчас есть талантливые ребята, надо только в чемпионате делать акцент на своих.
«БИЛЯЛЕТДИНОВ – ТРЕНЕР, У КОТОРОГО НАДО УЧИТЬСЯ»
– Вы говорили в одном из интервью, что Билялетдинов и Знарок не ваши ученики, а последователи. Почему вы так считаете?
– Ученик в данном контексте – неправильное слово. Они последователи, потому что очень внимательно изучали всё, что я давал. А сколько сейчас бывших моих игроков, которые в итоге стали тренерами? Те же финны – Кари Ялонен, Раймо Сумманен и другие. То же самое касается швейцарцев – тренер сборной Швейцарии. Я не стесняюсь об этом говорить. Но это последователи, а не ученики. Я последователь нашей великой тренерской школы – Чернышев, Тарасов, Кулагин, Пушков, Тихонов. Очень рад, что многие сегодняшние тренеры были моими игроками. Это мои друзья.
– Как меняется хоккей Билялетдинова? Меняется ли он вообще?
– Конечно, меняется. На моих глазах он сильно развился, в том числе благодаря Виктору Тихонову. Билялетдинов при мне закончил школу, институт, выучил английский язык. Потом он уехал в Канаду. Он – тренер, у которого сегодня надо учиться. То, что он находится в развитии и сейчас – это его одно из сильнейших качеств. Да, у него свой взгляд на хоккей, но он был защитником, и это нормальное явление. Билялетдинов – выдающийся тренер, пример для тренерских школ, специалистов.
– А Знарок?
– Знарок обладает умением объединить, а игроки в него верят. Это саморазвивающейся специалист. Это он с виду такой… А Знарок всё новое и интересное хватает на лету и вносит в дело. Сколько лет он уже на вершине хоккея? Это говорит об его постоянном развитии. Это пример для многих. Главные качества Знарка и Билялетдинова – характер и стремление к развитию.
– Вы говорили, что тренеры даже в профессиональных клубах должны развивать игроков. Почему сейчас этого нет?
– Потому что мы – дураки. Это обязанность. Мы не ставим такую задачу перед руководством. Мол, мы сейчас заплатим, купим кого-нибудь. Нет, милые мои, давайте-ка делать упор на своих. Посмотрите, сколько у нас лиг создано. Нам просто по рукам никто не бьёт, что надо заниматься собой. В любом случае нужно назначать тренеров в клубы, которые могут развивать игроков, таких как Билялетдинов, Знарок, Квартальнов, Кудашов.
– Кудашов сейчас без работы...
– Тоже надо спрашивать, на каком основании его сняли. Для этого не было никаких оснований. Кто им позволил? Кудашов – очень сильный тренер. Нашу тренерскую школу отличало раньше развитие молодых игроков. Вот меня, когда взяли в команду ещё молодым, Николай Григорьевич Пучков сказал: «Володя, набери группу молодых игроков и с ними работай». Развитие молодых игроков было в наших тренерских традициях, но мы это сейчас заплевали и отвергли. Это обязанность руководителей назначать таких тренеров. У них на сегодня для этого есть все условия. С руководителей надо спрашивать.
«ФУТБОЛ ЗАБИРАЕТ ВСЕ ДЕНЬГИ»
– Вы рассказывали, что динамовский силовой приём «мельница» передавали из поколения в поколение. Почему Билялетдинов, который сам умел так хитовать, никого этому не научил?
– До Билялетдинова это были Тихонов, Давыдов. Но я бы не стал называть это «мельницей», это был просто подкат спиной вперёд. Также этим занимались Каспарайтис, Миронов. Почему не научил? Во-первых, сейчас этот приём запрещён. Но работая со мной в «Динамо», Билялетдинов выпустил целую группу блестящих игроков: Терещенко, Никулина и других, которые до сих пор играют. Это всё его работа.
– Что, помимо характера и стремления развиваться, выделите у Билялетдинова?
– У Билялетдинова есть чувство собственного достоинства. Ему сначала не хватало первого паса, и он терялся. А Тихонов пригласил его на какую-то игру, и Билялетдинов одному сопернику как даст, потом с пасом ошибся. Но Тихонов как будто этого не видел. Он говорил, что Билялетдинов добьется успехов. В итоге сделал сам себя. Он – пример внутренней культуры, выдержки, дисциплины. Такой же Пётр Воробьёв. Мне просто повезло с помощниками, я был счастлив с ними работать. Они развивались, и я с ними развивался. Это было большое дело.
– Что сейчас мешает развитию российского хоккея?
– Футбол у нас сейчас даже в зимних городах задавил хоккей. А что такое футбол? Он деньги все в себя забрал, и ребята играют на снегу в футбол, а не в хоккей. А в зимних городах должно быть больше хоккея. У нас сейчас всё наоборот.
– Какие сейчас главные проблемы нашего детского хоккея? Как привлечь детей в хоккей?
– Чего хотят дети? Играть. Надо дать им играть. А для этого нужна система соревнований во дворах, школах.
– МХЛ за последние годы стала сильнее, чем раньше? Есть ли подвижки у лиги?
– Хорошо, что туда пришёл Морозов. Хороший специалист и хороший игрок. Считаю, что МХЛ повезло в этом плане. А для меня сейчас очень большой вопрос – развитие студенческой лиги. Я её председатель. Студенческая лига – здоровые руки нашей страны, молодые ребята, которые должны иметь как профессию, так и играть в хоккей. Это важно.
– Почему?
– Хорошо, мы создали сейчас много школ и так далее. А дальше? Таких как Овечкин или Малкин пять человек или даже меньше. А остальные куда? В 18 лет тебе, например, говорят, что ты не можешь идти в молодежную лигу. Но есть студенческая. У всех наших ведущих университетов должны быть собственные катки и команды. У ребят должна быть профессия и возможность играть.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Владимир ЮРЗИНОВ
Дата рождения: 20 февраля 1940 года
Место рождения: Москва
Карьера игрока: «Динамо» (Москва) – 1957 - 1972; KOOVEE (Финляндия) – 1972 -1974
Достижения в качестве игрока: чемпион мира (1963, 1969), 12-кратный призёр чемпионатов страны
Карьера тренера: KOOVEE (Финляндия) – 1972 - 1974; «Динамо» (Москва) – 1974 - 1979, 1989 - 1992; «Динамо» (Рига) – 1980 - 1989; ТПС (Финляндия) – 1992 - 1998; сборная России – 1998; «Клотен» (Швейцария) – 1998 - 2004; «Локомотив» (Ярославль) – 2005/06.
Достижения с клубами: серебряный призёр чемпионата СССР (1977 - 1979, 1988), обладатель Кубка СССР (1976), чемпион Финляндии (1993, 1995), победитель Кубка европейских чемпионов (1994), чемпион СССР (1990 - 1992)
Достижения со сборной: старший тренер – шестикратный чемпион мира (1978 - 1979, 1981-1983, 1986), трёхкратный олимпийский чемпион (1976, 1984, 1992), бронзовый призёр Олимпиады (2002), главный тренер – серебряный призёр Олимпийских игр (1998).
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 11
«Не понимаю, что происходит с Хмелевским». Батрак – о «зелёном дерби» 1
63 минуты штрафа, Лукоянов на трибуне и подколы «Ак Барса». Казанцы забрали второе «зелёное дерби» подряд 1
«Зелёное дерби» только из своих воспитанников: братья Свечниковы – в «Ак Барсе», Василевский – в «Салавате» 0
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Алекно выиграл 10-й матч подряд, Абаев выбрал Казань, Соколов снова MVP. Итоги 20-го тура суперлиги 13
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 11
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Помните Дениса Макарова? Ярко начал в «Динамо», а теперь полирует скамейку запасных 4