комментарии 0 в закладки

Почему НБА сходит с ума от «Чёрной пантеры»

Очередной и, казалось бы, ничем непримечательный с художественной точки зрения фильм от Marvel произвёл фурор в баскетболе.

Виктор Оладипо готовится забить сверху в маске Чёрной пантеры / Фото: Kevork Djansezian, gettyimages.com


Обычно темнокожие составляют 15% аудитории супергеройского кино. У «Чёрной пантеры» этот показатель равен 37%, хотя это далеко не первый высокобюджетный фильм с темнокожими в главных ролях.

В Далласе 150 билетов на «Чёрную пантеру» купил форвард «Маверикс» Харрисон Барнс. На показ пришёл и владелец клуба Марк Кьюбан. Несколько сеансов в Луисвилле выкупил защитник «Нью-Орлеанс» Рэджон Рондо. Предварительно он устроил конкурс сочинений: чтобы получить билет, детям нужно было написать про Мартина Лютера Кинга, Малкольма Икса или любого другого темнокожего деятеля. Аналогичные просмотры фильма организовали Серена Уильямс, Снуп Догг, многие игроки НФЛ – проще говоря, практически все видные представители афроамериканского сообщества.

Кроме того, на Матче звёзд НБА форвард «Индианы» Виктор Оладипо исполнил данк в маске Чёрной пантеры, а исполнитель главной роли в фильме Чедвик Боузман чуть ли не стал ведущим селебрити уикенда. Новый фильм Marvel произвёл впечатление и на школьников из Атланты. Видео облетело весь интернет, но мало кто знает, что здесь ребята узнали, что их сводят на сеанс «Чёрной пантеры».

С чем же связано помешательство баскетболистов, футболистов, актёров и рэперов «Чёрной пантерой»?

ФИЛЬМ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ ГОЛЛИВУД (НАВЕРНО)

Есть теория, что фильм с темнокожими в главных ролях никогда не принесёт коммерческого успеха за пределами Америки, и якобы этот фактор сдерживает Голливуд от производства фильмов наподобие «Чёрной пантеры».

«Дисней», владеющий Marvel Studios, прогнозировал фильму 115 млн за рубежом и 165 млн в Северной Америке. Показатели оказались гораздо выше, За первые четыре дня фильм собрал 169 млн долларов за границей. И это до премьеры в Китае, Японии и России. В Америке сборы составили 218 млн. Теперь многие думают, что студии посмотрят на коммерческий успех «Чёрной пантеры» с темнокожими режиссёром, актёрским составом и даже операторами и постараются скопировать этот расовый подход в своих фильмах.

В этом сомневается даже The Undefeated – СМИ, входящее в подразделение ESPN, с темнокожими журналистами и темнокожими героями публикаций. «Триумф «Чёрной пантеры» не заставит Голливуд делать блокбастеры с сюжетом про Африку и темнокожими актёрами. Расовая дискриминация – это не следствие логики, скорее наоборот», – написал журналист Брэндо Старки.

Успешные фильмы с темнокожими актёрами выходили и раньше. Прежде всего, «Блэйд» с Уэсли Снайпсом. В 1998 году индустрия супергеройского кино находилась в кризисе: «Бэтмен и Робин» получил максимально разгромные рецензии и титул худшего фильма в истории. История про вампира стала глотком свежего воздуха, собрав 131 млн долларов при бюджете в 45 млн и став первым кассовым фильмом Marvel. Комедийный боевик «Плохие парни», где сюжет выстраивался вокруг сразу двух афроамериканцев, получил сборы в 141 млн при бюджете в 19 млн. В конце концов, есть абсолютно темнокожий «Лунный свет». В 2016 году фильм собрал больше денег за границей (65 млн долларов), чем в США (37 млн), а в 2017-м был признан на премии «Оскар» лучшим фильмом.

Тем не менее, больше всего надежд возлагают именно на «Чёрную пантеру». Ведь фильм входит в самую грандиозную в плане коммерции франшизу всех времён.

ФИЛЬМ ВЫШЕЛ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ

«Чёрная пантера» могла бы произвести бы больший эффект на мировую аудиторию, если вышла во время первого темнокожего президента США. Но фильм появился сейчас и это тоже неплохо. Совсем недавно Дональд Трамп произнёс свою знаменитое shithole countries, и тут в прокате фильм, где главный герой – король щитхоул государства, которое настолько богато и продвинуто, что может выкупить твою страну, а если не получится, то захватить.


Помимо этого, фильм поднимает вопросы, которые из-за импульсивных заявлений Трампа волнуют Америку как никогда. Одна из них – отсутствие расового многообразия на больших экранах. «Если ты белый, то вряд ли когда-либо задумывался, насколько часто видишь похожих на тебя людей по телевизору, – отметил журналист TIME Джамил Смит. – Каждый день культура рефлексирует не только тебя самого, но и тех, кем бы ты мог стать, – генеральных директоров, поэтов, мусорщиков, солдат, врачей и так далее. Так мир даёт тебе понять, что твои возможности безграничны (...) Представители других рас, напротив, не находят себя в масс-медиа и других публичных сферах и не могут найти доказательство, что человечество многорасово».

Об этом говорит и Леброн Джеймс, когда объясняет, почему «Чёрная пантера» – лучший фильм, который он когда-либо видел: «В детстве я не думал, что увижу темнокожего супергероя. Мне нравились Бэтмен, Супермен, Человек паук, Железный человек, но я понимал, что никогда не смогу стать кем-либо из них. Они белые американцы. Или просто белые. Так что я больше смотрел на спортсменов, рэперов, людей с района, потому что они были одного цвета кожи со мной. Когда я увидел, как сильна Чёрная пантера и как сильно её племя, я понял, что мы можем быть не только президентами США, но и супергероями».

Также «Чёрная пантера», несмотря на больше внимание к Африке, отлично вписывается в американскую действительность и следует тренду, который был задан в прошлых фильмах Marvel. Интересное мнение от Тодда ван дер Верфа из Vox: «Предназначение фильмов про супергероев – превратить 11 сентября в миф. Таким же образом в древние времени люди передавали трагедии через эпос, героев. Истории – один из способов пережить горе. И чем дальше мы движемся в эру супергероев (сейчас ей уже 15 лет), тем чётче фильмы отражают, как Америка отреагировала на 11 сентября. Всё началось с фильмов, где уязвимые люди находили в себе силы, чтобы пережить трагедию. Затем пошли истории людей с практически безграничной силой, которую готовы использовать для защиты родины. А сейчас эти герои сталкиваются с последствиями своих действий».

В каком-то смысле Ваканда – вымышленное африканское государство из «Чёрной пантеры» – служит аллюзией на саму Америку. Нетронутая войнами Ваканда нажила большой капитал и раздумывает, как использовать его во внешней политике, каким полицейским становиться для мира вокруг – хорошим (обмениваться научным опытом, вести переговоры) или плохим (поставлять оружие, устраивать войны).


В ФИЛЬМЕ ЕСТЬ КОНЦЕПЦИЯ АФРОФУТУРИЗМА

В июне 1966 года активист Джеймс Мередит основал движение «Марш против страха», запустив протестный марш от Мемфиса до Миссисипи. На второй день Мередита застрелили, и протест возглавил Стокли Кармайкл, который продвигал идею радикального сообщества, основанного на самозащите темнокожих, их внедрении в бизнес и политику. «Единственный способ остановить белых – захватить власть, – утверждал Кармайкл. – Мы говорим о свободе уже шесть лет и ничего не получили. Сейчас мы будем говорить «Чёрная сила»!

Через месяц после этой речи Джек Кирбри придумал персонажа Чёрная пантера. Кирбри понял, что у его комиксов много темнокожих читателей, но ни одного темнокожего героя. И уже после выхода комикса было основано радикальное объединение «Чёрных пантер». Marvel быстро изменил название персонажа на Чёрный леопард, чтобы избежать ассоциаций. Но режиссёр фильма Райан Куглер наверняка был только рад провести параллель между героем и движением. Куглер родом из Окленда – того места, где впервые появились «Чёрные пантеры», и он внедрил в кино один из ключевых принципов «пантер» – самозащиту. Ваканда не нападает на другие государства, но в любой момент готова дать отпор захватчикам.

Вселенная фильма может оказать гораздо большее влияние на темнокожих, чем любая политическая партия. Всё из-за явления, которое получило название афрофутуризм. Кажется, что Ваканда – это из раздела научной фантастики, но действие фильма происходит не в далёком будущем. Ваканда – это фантазия на тему того, какой могла бы быть Африка уже сейчас, если рабства никогда не существовало. В фильме так бережно отнеслись к этой идее, что в каждую футуристическую декорацию и в каждое техническое новшество (в том числе костюм Чёрной пантеры) старались заложить что-то исконно африканское.  Возможно, впервые в истории африканское государство, пусть и вымышленное, показали не как часть третьего мира, а как что-то высокоразвитое и прогрессивное.

Летиша Райт - исполнительница роли Шури, которая отвечает за научные исследования в Ваканде, выразила надежду, что дети после просмотра «Чёрной пантеры» захотят стать похожими не только на главного героя, но и на её персонажа – доктора и инженера. Образование – это, что необходимо Америке даже во времена, когда афроамериканец может стать суперзвездой спорта или кино. По статистике на 2016 год, среднее состояние темнокожей семьи составляло 17,6 тыс долларов, в то время, как у белой семьи денег было в десять раз больше – 171 тыс.

Артур Валеев
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх