Александр Красных: «На тренировках работаешь так, что начинает тошнить, а в животе жуткая гарь»
В интервью «БИЗНЕС Online» бугульминский пловец Александр Красных рассказал, зачем он читает книги Николая Старикова, пересматривает «Волка с Уолл-Стрит» и собирает кубики Рубика 11 на 11. На прошедшем чемпионате мира в Будапеште Красных выиграл «бронзу» в заплыве на 200 метров вольным стилем и «серебро» в эстафете 4х200 метров.
«ВСЕ СТАРАНИЯ НУЖНЫ, ЧТОБЫ ОЩУТИТЬ ВКУС ПОБЕДЫ»
– Какое впечатление произвёл на вас Будапешт?
– Это очень красивый город. Мы прилетели на турнир пораньше, и было время прогуляться по набережной Дуная, откуда открывался шикарный вид на Королевский дворец. Мне понравилось, как в Будапеште пошарпанные дома пересекаются с историческими дворцами и замками. Так архитектура впечатлила меня только в Барселоне и Петербурге. Ещё могу отметить сталинские постройки в Москве.
– Если составлять топ-лист зарубежных городов, в которых вы побывали, на каком месте будет Будапешт?
– Насколько я знаю, Будапешт называют вторым Парижем. Я не был в Париже, но всё равно поставлю Будапешт на первое место. Возможно, моё мнение изменится, если я съезжу в Прагу. Давно мечтаю там побывать. У всех моих знакомых остались хорошие впечатления от этого города.
– Главное впечатление от чемпионата мира-2017?
– Уровень сборной России качественно поднялся. Сформировался костяк. Может быть, я только сейчас всё разглядел в силу возраста. К тому же три разных человека завоевали три золотые медали – такого в российском плавании не было уже давно. Если такие успехи примут системный характер, можно будет сказать, что плавание в России приходит в былую форму.
– После «бронзы» на 200 метрах вы хотели заплакать от усталости. Были ли такие же ощущения на серебряной эстафете?
– Там я ещё больше был уверен, что не доплыву. Зато сейчас я ходил в купальни с минеральной водой. Ещё и солнышко светило… Меня сильно разморило. Будапешт известен своими открытыми бассейнами, и я решил их опробовать. Когда я ещё здесь буду? Например, в Торонто мы поднялись на самый верхний этаж башни CN и оттуда посмотрели на ночной город. Было круто. Таксист, который довозил нас до центра, говорил, что Торонто называют вторым Нью-Йорком. По своему восприятию Нью-Йорка из зарубежных фильмов могу это подтвердить.
– Вы говорили, что у вас был сложный период в декабре 2015 года. Что случилось?
– Проблемы со здоровьем. Из-за них не получилось выступить на чемпионате Европы на короткой воде, который тогда проходил в Израиле. Я очень расстроился, потому что мои результаты на чемпионате России оказались лучше, чем у победителей Европы.
– После Олимпиады в Рио вам подарили «Ладу». Ваша первая машина?
– Да. Раньше в случае крайней необходимости приходилось брать у родителей. В старших классах была возможность обучиться на права. Сейчас я бы не смог себе позволить потратить столько времени – не нахожусь в одном месте длительное время. Меня этот график устраивает – я постоянно в движении и нет обыденности.
– Вы когда-нибудь задумывались о семье?
– Мне 22 года, ещё рано об этом думать. И никогда не раздумывал, какой должна быть девушка, на которой я готов жениться. Это же в миг случается. Понятно, что главное – не внешность. Но если говорить о внутренних качествах, то есть такое количество характеристик, что трудно выбрать.
– Что вам больше всего нравится в людях?
– Умение держать слово. Сейчас это не часто встречается. Соответственно, ненавижу, когда своих обещаний не держат. Становится ясно, что с таким человеком лучше не иметь дело.
– Планируете ли вы продолжить работу с тренером Сергеем Тарасовым?
– Зачастую многие тренера повышают голос на своих спортсменов, но он такого не делает. Мне это очень нравится. Нет возникает никакой злости и обиды. Мне комфортно с ним как с человеком, так и с тренером. Если от него поступает критика, то всегда по делу. Что ещё сказать, если устраивает абсолютно всё?
– Когда у пловцов наступает пик?
– У кого как. Я не могу анализировать других, потому что не владею данными о соотношении их возраста с результатом. Но давайте посмотрим на знаменитого Филипо Маньини – 35 лет, планирует плавать ещё до Токио. Он уже десять лет назад выигрывал на чемпионате мира. Энтони Эрвин в 35 лет выиграл Олимпиаду, вернувшись спустя 16 лет. Самый первый мировой рекорд после отмены гидрокостюмов тоже установил возрастной спортсмен. Федерика Пеллегрини – далеко не молодая. Плавание, конечно, не шахматы, где можно играть до 80-ти лет. Но говорить о том, что век пловца короткий или, наоборот, длинный, нельзя.
– О чём вы думаете, когда встаёте в стартовую стойку и ждёте свистка?
– Наступает такая концентрация, что только ждёшь сигнал. А после этого две или три минуты опираешься от своих внутренних ощущений. Это как компьютер, который отслеживает работу определённого механизма. В голове идёт анализ. Нужно убавить или прибавить? Хорошо ли я иду? Где находятся соперники?
– Действительно в плавании настолько изнуряющие тренировки, как об этом говорят?
– Часто ложишься и понимаешь, что у тебя болит абсолютно всё – начиная от шеи, заканчивая икрами. И с этой болью нельзя ничего сделать. Когда на тренировках работаешь до такой степени, что начинает тошнить… Когда выдавливаешь из себя последние силы в конце дистанции, в кишках что-то переворачивается, а в животе начинается жуткая гарь… Неприятно, но таковы тренировки. С этого потом кайфуешь, потому что ты становишься сильнее и знаешь, ради чего стараешься.
– Ради чего?
– Вкус победы. Все старания на тренировках нужны только для того, чтобы испытать это чувство вновь. Хочется стать сильнее и на некоторое время ощутить превосходство. Но не всегда получается, такова жизнь. Сегодня подвалило тебе, завтра – другому.
«В ЖИЗНИ НЕТ ПРАВИЛЬНЫХ И НЕПРАВИЛЬНЫХ ПУТЕЙ»
– Живёте ли вы в родном городе?
– Трудно сказать, где ты живешь, когда 90 процентов времени находишься на сборах. Но если появляется свободное время, приезжаю в Бугульме. После чемпионата мира в Будапеште приму участие в этапах Кубка мира, и будет неделя-две отдохнуть. Дальше – подготовка к сезону на короткой воде.
– Ваши друзья – из Бугульмы?
– Да. Один друг, с которым знакомы всю сознательную жизнь, скоро женится. После того, как разъехались учиться по разным городам – кто-то в Москву, кто-то в Казань, общаемся не так тесно. Но мы до сих пор остаёмся друзьями. При любой возможности стараемся встретиться.
– Что можете сказать о вашей школе?
– Когда я пошёл в первый класс, физико-математический лицей №2 считался одним из лучших в городе. Так и остаётся по сей день. Как и в остальных школах из провинции, первая смена начиналась в восемь и заканчивалась в час тридцать. Никаких поблажек не было, всё по графику: тренировка – уроки от первого до последнего – тренировка – домашняя работа.
– Как вы пришли в бокс?
– Марат Салихович проводил набор в секцию, и меня решили записать. Этим спортом я занимался четыре года, обрёл новых друзей. С некоторыми по сей день поддерживаю контакт. Обычно говорят, что нужно найти то дело, которое тебе нравится. Вот мне нравилось тренироваться – что в боксе, что в плавании. Я получал кайф от самого процесса.
– Привлекал ли вас дух соперничества?
– «Тренируйся, чтобы стать лучше!», – это какое-то стереотипное мнение, навязанное фильмами. Надо выжимать себя полностью, чтобы улучшить своё время, а не убирать соперников. Так должно быть в любом деле. Зачем смотреть на других, если есть я сам? Помню, как в Рио перед предварительным заплывом на 200 метров начал раздумывать о соперниках. Олимпийский чемпион, чемпион Европы, рекордсмен мира… Ничего себе ребятки тут сидят! А у меня только победа на чемпионате России. Я сдрейфил, проплыл очень плохо и только чудом попал в полуфинал. Потом мне уже стало всё равно. На таких турнирах титулы не имеют значения. Стал чемпионом – молодец. Сможешь ли ты повторить свой успех снова? Это уже вопрос.
– Как появился вариант с плаванием?
– В третьем классе у нас проводился набор. Так и попал в секцию. Первое время я совмещал бокс с плаванием. Тренировки по боксу были каждый день, а по плаванию – два или три раза в неделю. Когда увеличились нагрузки, сил уже стало не хватать. Я выбрал плавание, но уверенности, что я в нём добьюсь чего-то, не было. В жизни вообще нет правильных и неправильных путей. Есть выбранный путь, и всё. Я много тренировался, а дальше выиграл чемпионат зоны, страны, попал в сборную.
Фото: Adam Pretty / gettyimages.com |
– Где работают ваши родители?
– В нефтяной отрасли, как и у многих в Бугульме. В городе есть «ТатНИПИ» и ТНГ. Родители не предлагали мне пойти по своему пути, но первый курс я отучился на геофаке КФУ.
– Почему они решили отдать вас в спорт?
– Я не могу за кого-то их них говорить. Но мне же не сказали: «Саша, сиди дома! Садись на нашу шею! Подрабатывай где-нибудь! Кушай гречку с кетчупом!»
– Считаете ли вы успехом, что вам удалось попасть в сборную России из 25-метрового бассейна?
– Никогда не зацикливался на этом. Посмотрите на нашу сборную. Там половина из четвертаков повылазила. Многие вообще начинали заниматься в закрытых военных городках, где до сих пор пропускают только по пропускам. Здесь говорить вообще не о чем. Бугульму в сравнении с этими городами можно назвать столицей.
– В Бугульме реконструировали бассейн в лицее №2. Вы имели к этому отношение?
– На такой вопрос ответить невозможно. Он настолько абстрактный! Я ведь не знаю программ, которые составило правительство Татарстана. Может быть, эти работы были запланированы ещё до чемпионата в Казани. Здесь может быть как случайное стечение обстоятельств, так и влияние моих результатов. В лицее бассейн был давно, я сам там плавал в юношеском возрасте. Когда закончились ресурсы, бассейн законсервировали и перестали использовать. Решением президента Татарстана его запустили вновь, за что могу выразить большую благодарность.
– Можно ли сказать, что после чемпионата мира в Казани дети побежали на водные секции?
– Так и есть! Это круто. Когда я пришёл в первый раз в бассейн Дворца водных видов спорта, там практически никого не было. Сейчас школа «Акватика» забита полностью, и надо постараться, чтобы забронировать дорожку на то время, когда не занимаются дети. В Татарстане очень сильно поддерживают плавание. Я езжу на некоторые сборы за счёт республики – не каждый субъект России может позволить себе такое.
«НРАВИТСЯ, КАК ЗАЛАМЫВАЮТСЯ СТРАНИЦЫ У КНИГ»
– Есть ли у вас хобби?
– В одно время был интерес к кубикам Рубика. Главное понять логику. Как перевернуть эту деталь, перетащить её в другое место, вернуть обратно? Как только начинаешь соображать, собрать кубик уже не такая большая проблема. Сначала ставил цель собрать 4 на 4, 5 на 5, 6 на 6, потом пошли всевозможные мегамиксы. Сейчас у меня есть кубик 11 на 11, а ещё в форме пирамиды.
– На что переключились, когда надоели кубики?
– Увидел у друга ярко-жёлтую книгу Старикова о Второй мировой войне. Расспросил, о чём она. Узнал, что Стариков недавно выступал с лекцией в нашем университете, подумал, почему бы не прочесть. Вскоре я понял, что кайфую от чтения и хочу ещё. Стал закупаться в книжных.
– У Старикова очень неоднозначная репутация...
– Последнее, что у него прочёл, – «Власть». Я не говорил, что разделяю мнение Старикова. Мне просто нравится узнавать из его книг исторические факты. Безумно интересно. Мне без разницы, к каким выводам приходит автор – я только выцепляю факты. Интерес к истории, как и к литературе, появился у меня сразу после школы. На первом курсе я подсел на стихи Есенина и начал их заучивать.
– Из-за того, что это модно?
– Мода пошла уже после того, как я выучил порядка шести-семи стихов. Да и о какой моде может идти речь!? Это ведь поет революционной России. Меня зацепила простота, поэтичность, красота слов. Его стихотворения плавные и приятные.
– Какой стих можете вспомнить прямо сейчас?
– Сейчас подумаю. «Снова пьют здесь, дерутся и плачут / Под гармоники жёлтую грусть. / Проклинают свои неудачи, / Вспоминают московскую Русь». Очень красивый стих про то, как пала царская Россия. Если же говорить о самом известном произведении Есенина, то, по моему мнению, это «Письмо женщине».
– Сколько у вас уходит времени на прочтение одной книги?
– Есть как скучные моменты, которые хочется перелистнуть, так и динамичное действие, когда страницы идут одна за другой. Мне кажется, так у любого человека. Нудятина – она и есть нудятина. Кому интересно читать описание реки? А когда начинается действие… Самый яркий момент в моём читательском опыте – это когда Валентин Пикуль описал, как наша подводная лодка пошла в наступление. Аж сердце замерло.
– Интересует ли вас манера письма?
– Нет, на техническую составляющую внимания не обращаю. О чём я могу писать сам? О соревнованиях? Пытался читать несколько спортивных мемуаров – не могу сказать, что это верх искусства.
– Если бы у вас весь год был доступ к российским каналам, стали бы столько читать?
– На самом деле, за границей наши каналы доступны практически везде. И речь не только о Первом канале. Я не знаю, каким образом это было достигнуто, но зачастую можно встретить ТНТ.
– Нравятся ли вам фильмы?
– Да. Сериалы уже нет. Они идут слишком долго и надоедают. В Будапеште между утренними и вечерними заплывами пересматривал «Волк с Уолл-Стрит». Я запомнил, что он мне понравился, но забыл, почему. Лучшая сцена – где главный герой спустился со ступенек и сел в «Ламборджини». С тем, что Ди Каприо талантливый актёр, не поспорить. Но «Великий Гетсби» и «Выживший» мне не понравились. Почему? Ну вот бывают невкусные макароны. Не можешь положить в рот, и всё. То же самое касается и этих двух фильмов.
– Не было ли желания прочитать книги, по мотивам которых были сняты эти фильмы?
– Не считая «Гарри Поттера», из киношных книг я читал только «Духлесс». Не смог дойти до конца, потому что тематика мало интересует, но могу сказать, что в этом случае фильм и книга – разные вещи. Та же проблема у Поттера. Если хочешь вникнуть во всю эту вселенную, лучше обратиться к книгам, а не фильмам. Толкиена лучше тоже перечитать. В «Хобите» и «Властелине колец» всё равно остаются вопросы по персонажам, хотя есть режиссёрские версии по четыре часа.
– Как вы относитесь к спортивным фильмам?
– Все они об одном и том же. Человек пытается чего-то добиться – его один раз бьют – он начинает безумно тренироваться и выигрывает. Как под копирку. Хотя мне понравился фильм про Попова, Карелина и Хоркину. Ещё «Малышка на миллион» – офигенный фильм. В нём нет пошлости победы в конце. Я до последнего думал, что будет хэппи-енд, ведь это спортивный фильм, но нет.
– Лучше смотреть в экран или читать бумажные книги?
– Без сомнений, книги. Мне нравится запах типографской краски. Нравится, что каждый раз страница заламывается по-новому. Один раз заграницей у меня закончились книги, которые привёз с собой. Срочно нужно было найти что-то новое. Пришлось скачивать с интернета и читать с экрана. Да, три книги по весу и габаритам превосходят один айпад. Но когда читаешь с бумаги, меньше устают глаза.
Фото: Ирина Ерохина |
– Чем вас зацепила повесть «Короли и капуста» О'Генри?
– Врач сборной в чате выложил цитату из этого произведения. Бывает, что вспоминаешь анекдот, который подходит по ситуации. Здесь было примерно так же. Мне эта цитата понравилась – решил прочитать.
– Делитесь ли в чате мотивирующими цитатами?
– Нет. Сейчас это обрело такую популярность в сети, что можно поставить под сомнение авторство любой цитаты. Написать красивые слова и поставить картинку известного человека могу даже я. В любом случае, я опираюсь только на те выводы, к которым меня подталкивает жизнь.
– К какому выводу подтолкнул вас чемпионат мира в Будапеште?
– Нужно тренироваться, тренироваться и тренироваться. Сожалею, что не получилось обогнать Гая на последнем этапе эстафеты. На данный момент я слабее него.
– Вы назвали Гая легендой мирового плавания. Но ему всего-то 22.
– Садовый завоевал «золото» Олимпиады в 19 лет, Липнцицкая – в 14 лет. Данила Изотов в 16 лет выиграл серебряную медаль Игр. Такие результаты крадут детство и заставляют максимально быстро повзрослеть. Когда я начал ездить по сборам и жить без родительской опеки, например, сам начал распределять бюджет. Тогда ещё мама давала какую-то часть денег. Нужно было принимать свои решения, отвечать за себя и желательно оставлять часть денег на карманные. Так и взрослеешь, на мой взгляд.
– Задумываетесь о том, что делать после плавания?
– Карьера может закончиться в любое время – хоть завтра, хоть через несколько лет. Хорошо, если всё запланировано, – можно заранее обдумать. Есть примеры, когда суетиться начинают за год-полтора. В то же время многие сталкиваются с проблемами в обеспечении трудовой деятельностью. Лишний вес? Всё зависит от особенностей организма. Кого-то сразу разнесёт, кто-то, наоборот, похудеет.
– Можете ли вы сказать, что готовы к обычной жизни?
– Скорее всего, нет. Как я могу быть готовым к обычной жизни, когда весь год провожу на сборах и соревнованиях?
Досье «БИЗНЕС Online»
Александр КРАСНЫХ
Дата рождения: 19 июня 1995 года
Место рождения: Бугульма (Россия)
Достижения на длинной воде: бронзовый (200 метров вольным стилем) и серебряный (эстафета 4х200 м) призёр чемпионата мира-2017, серебряный (4х200 м) призёр чемпионата Европы-2014.
Достижения на короткой воде: бронзовый (4х200 м) призёр чемпионата мира-2014, чемпион мира-2016 (4х200 м), серебряный (400 м) и бронзовый (200 м) призёр чемпионата мира-2016.
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 9
«Не понимаю, что происходит с Хмелевским». Батрак – о «зелёном дерби» 1
63 минуты штрафа, Лукоянов на трибуне и подколы «Ак Барса». Казанцы забрали второе «зелёное дерби» подряд 1
«Зелёное дерби» только из своих воспитанников: братья Свечниковы – в «Ак Барсе», Василевский – в «Салавате» 0
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 9
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Помните Дениса Макарова? Ярко начал в «Динамо», а теперь полирует скамейку запасных 4
«Салават» похоронил себя удалениями в «зелёном дерби». «Ак Барс» получал по лицу клюшками и разгромил Уфу большинством 3