комментарии 14 в закладки

Александр Свитов: «Бойцом никогда себя не считал и не считаю»

Капитан «Ак Барса» Александр Свитов в интервью KHL.ru рассказал о победных матчах со СКА, декабрьском сборе в Дубае, драках и выбитых зубах.

Александр Свитов
Фото: архив

«БИЗНЕС Online»


Карьера Александра Свитова после возвращения из НХЛ в 2007 году развивалась трёхлетними циклами: за тремя сезонами в Омске последовали три года в Уфе, а затем три года в Казани. Но эта трёхлетняя система прервалась минувшей весной, когда Александр продлил контракт с татарстанским клубом на сезон и вот уже четвёртый год защищает цвета «Ак Барса».

Казанский клуб сейчас находится на третьем месте турнирной таблицы Восточной конференции, набрав 93 очка в 47 матчах. Александр Свитов за 45 встреч набрал в текущем чемпионате 21 (10+11) результативных баллов.

«В МАТЧАХ СО СКА ПРОДАВИЛИ ЧЕРЕЗ «НЕ МОГУ»

– В декабре для «Ак Барса» был длительный перерыв в регулярном чемпионате. Поездка в Дубай – это был больше отдых или работа?

– Работа, конечно. Мы серьёзно готовились, были двухразовые тренировки в течение пяти дней. Шла планомерная подготовка ко второй половине сезона. Но в то же время психологически разгрузились. Плюс сконцентрировались на тех вещах, на которых во время плотного графика игр не всегда удаётся сконцентрироваться. В частности, больше работали «на земле».

– В «Авангарде», в «Салавате Юлаеве» были подобные сборы в декабре?

– В декабре – нет. Обычно выезжали в тёплые края в феврале. Например, когда была Олимпиада, был большой перерыв. А так да, что в Омске, что в Уфе такие сборы раньше практиковались.

– Расскажите, как удалось второй раз в сезоне выиграть у СКА?

– У нас как раз был тот небольшой перерыв в играх. Хотя для нынешнего календаря это, скорее, большой перерыв – две недели посреди сезона. Знали, что СКА играет агрессивно, идёт с победной серией. Знали, что это хорошо сбалансированная команда. Мастеровитые хоккеисты, которые много где поиграли на высоком уровне. Тренерский штаб возглавляет главный тренер сборной России. Всё это в совокупности даёт результат, поэтому СКА так уверенно выглядит.

Но мы хорошо разобрали соперника, плюс выложились на льду по максимуму. Выстояли, где-то продавили через «не могу», карабкались, сравняли счёт. Вот главные составляющие той победы.

– В этом сезоне оба матча со СКА у «Ак Барса» получились очень интересными. Какая игра была тяжелее: на старте сезона в Питере или зимой в Казани?

– Тяжелее было в зимней игре. Перерыв хоть и пошёл на пользу, но после него было тяжеловато вкатиться в игровой ритм. Ну а так, всегда между этими командами получаются отличные матчи. Хорошо, что в этом сезоне оба раза нам повезло больше – дважды победили по буллитам.

– В игре против СКА в Казани «Ак Барс» впервые в сезоне сыграл овертайм в новом формате 3 на 3. Был любопытный момент, когда у питерцев удалился игрок, вы играли 4 на 3, штраф соперника истёк, он вышел на лёд и обе команды просто были в ступоре: продолжать играть «четыре на четыре» или возвращаться к усечённому формату…

– Так часто бывает, когда появляется что-то новое. Случилась небольшая неразбериха у игроков, но с лавки тренеры быстро всё подсказали. Судьи тоже подключились и объяснили, что в таких ситуациях игра просто продолжается до свистка в формате «четыре на четыре», а потом снова переходит «три на три». Но суета, действительно, была. Моё мнение: овертаймы в таком формате более интересны. У команд больше свободного льда – больше шансов забить гол. СКА в игре с нами показал неплохую задумку специально под такой формат. Игрок с дальней лавки пытался быстро убегать в отрыв.

– Главный тренер «Локомотива» Алексей Кудашов недавно выразил мнение, что в КХЛ овертайм в таком формате не будет столь зрелищным, как в НХЛ.

– Возможно, он прав. Ведь посмотрите, у нас площадка больше. За океаном они больше играют в зонах обеих команд, шайба быстро переводится из одной зоны в другую. У нас атаки получаются более затяжные.


Фото: архив

«БИЗНЕС Online»


«СПАСИБО ГИМАЕВУ И ХИЧКОКУ»

– Сейчас в Канаде завершается молодёжный чемпионат мира. Какие воспоминания остались у вас от этого турнира, когда играли там в начале 2000-х?

– То, что удалось выиграть в 2002 году. А так всегда там было непросто, особенно в матчах с Канадой. В финале им проигрывали, но смогли переломить ход решающего матча и победить. Те эмоции не передать словами.

– Годом ранее чемпионат мира запомнился не победой, а потасовкой со Швейцарией…

– Да, в 2001 году я, Ковальчук и Егор Шастин подрались с ними. Седьмое место тогда заняли. Спустя год снова играли со Швейцарией и снова с ними сцепились.

– В целом вашу карьеру можно назвать успешной: есть чемпионство со сборными разных возрастов, есть чемпионство в России. Но не задалась карьера в НХЛ, хотя вы были третьим номером драфта в 2001 году.

– Одной причины, почему там не сложилось, нет. Когда меня задрафтовали, я год пропустил. Была история с армией, когда нас со Станиславом Чистовым отправили в казармы. За сезон сыграл три игры. Спасибо Сергею Наильевичу Гимаеву, который тогда забрал нас во вторую команду ЦСКА и давал возможность поиграть. Хотя мы были под особым контролем и нам со Стасом запрещали везде играть.

Что касается НХЛ, то там сразу попал к тренеру, который в итоге всех русских хоккеистов из своей команды разогнал. Я когда туда только приехал, мне сказали, что много игрового времени не получу: 6-7 минут за игру максимум.

– Из-за габаритов сразу записали в форварда силового плана.

– Да, играл в четвёртом звене с местными бойцами.

– В каком году решили, что вопрос с НХЛ закрыт окончательно?

– Когда вернулся в Россию в 2007 году и подписал контракт с «Авангардом». Хотя Кен Хичкок (главный тренер «Коламбуса» в сезоне 2006/2007 – прим.) мне звонил ещё несколько месяцев, звал обратно. Он явно был настроен меня вернуть.

– Про его взаимоотношения с русскими хоккеистами ходят легенды…

– Не знаю как у других, но у меня как-то сразу с ним сложилось. Довольно демократичный специалист, много давал мне играть. С его стороны было максимальное доверие, он пытался раскрывать мои лучшие стороны, спасибо ему за это.

У каждого тренера на каждого игрока есть своё видение. Это не только в НХЛ так – в России тоже много подобных историй, когда тренеры не видят в своей команде определённых игроков. Лично у меня с Хичкоком всё было в полном порядке, остались только приятные воспоминания.

– С омским клубным руководством в 2010 году расстались не очень хорошо?

– Просто клуб, видимо, не хотел меня оставлять. А с самим руководством у меня всегда были хорошие отношения. Получился чисто рабочий момент: меня не продлили – я искал новую команду. Многие ошибочно говорят, что я сам ушёл из «Авангарда» тогда.

– Решение перебраться из Уфы в Казань в 2013 году далось легко или из-за соперничества между клубами какие-то барьеры были?

– Скрывать нечего – сомнения были. Были и другие предложения тогда. Но поговорил с Зинэтулой Билялетдиновым, который на тот момент возглавлял сборную России, и Валерием Беловым, принявшим казанским клуб, и решение сразу было принято. Когда сам тренерский штаб оказывает доверие, это подстёгивает. О других клубах уже не думал и подписал контракт с «Ак Барсом».

– Чувствовалось, что в Уфе холодно восприняли переход в стан принципиального соперника?

– Может, и было что-то такое, но в лицо никто об этом не скажет, правильно? А так, любой переход вызывает недовольства. Невозможно всем нравиться, но это жизнь спортсмена. От негатива никуда не деться.

«В ЧЕМПИОНСКОЙ УФЕ ПОЛУЧАЛИ ОТ ИГРЫ УДОВОЛЬСТВИЕ»

– Если вернуться на десять лет назад, в 24-летний возраст, то многое поменялось в хоккейном плане в подготовке к матчам, например?

– На протяжении последних 7-10 лет особо ничего не менялось. Разминка всегда проходит по одному плану и зависит от того, какие мышцы нужно размять. Тьфу-тьфу-тьфу, в этом году травмы обошли стороной. Сейчас болячек, которые сильно мешают играть, нет. Да, где-то стало с возрастом болеть чуть больше. Но всё проходит. Поболит и перестанет.


Фото: архив

«БИЗНЕС Online»


– Когда поняли, что бесполезно вставлять передние зубы?

– Когда начал их терять. В Уфе это было сначала. Лет пять назад на тренировке игрок своей же команды клюшкой пол-зуба выбил.

– От кого прилетело?

– От Олега Сапрыкина. Нас тогда как раз в одно звено поставили. Пришлось ставить штифт. Потом проходит время, я уже в «Ак Барсе». Играем в Омске два года назад: я ложусь под шайбу и ловлю её бородой, губой, зубами – всем, чем можно. В итоге разорвал губу, сломал под корень весь предыдущий штифт, и пришло понимание, что новый ставить нет никакого смысла.

– А в том матче от кого прилетело?

– От Дэна Куляша.

– Какой сезон запомнился больше всего? Чемпионский с «Салаватом Юлаевым»?

– Да, тот сезон можно особняком поставить. Но не только чемпионства в памяти остаются, конечно. Запомнился финал 2001 года, когда играл в «Авангарде» против «Магнитки». Тогда противостояние Омска и Магнитогорска вышло на новый уровень, был запредельный ажиотаж, постоянные зарубы между клубами. Пусть тот финал и проиграла наша команда, но запомнились те игры надолго. Отметил бы и финал против «Ак Барса» в 2006 году. Здесь, в Казани, выделю тоже финал. СКА в 2015 году обыграть не удалось, но игры были запоминающиеся.

– Как можете охарактеризовать тот «Салават Юлаев» 2011 года?

– Была очень сильная команда, сплочённый коллектив, все бились друг за друга. Думаю, что именно дружба внутри команды многое решала. Плюс тренерские задумки. Всё, что тренерский штаб говорил, нами выполнялось, на льду всё получалось. Играли в своё удовольствие – получали наслаждение от хоккея, ещё и Кубок Гагарина по итогам сезона выиграли.

– В чемпионской раздевалке вы первым делом сказали, что посвящаете победу на небеса, одному парнишке-хоккеисту под седьмым номером…

– Очень хорошо общались с Алексеем Черепановым. Я до сих пор сейчас поддерживаю отношения с его отцом. Созваниваемся. Чаще, конечно, он мне звонит, спрашивает как дела. Он сейчас живёт в Омске в той квартире, где Лёха жил.

У нас в том «Авангарде» были дружеские отношения между мной, Черепановым, Антохой Курьяновым и Славой Беловым. Часто можно было увидеть нас четверых где-то вместе. Сейчас как только приезжаю в Омск, всегда езжу на могилку к Черепанову. Недалеко проходишь – Саня Вьюхин похоронен. Леонид Георгиевич Киселёв там же. Все на одном кладбище, буквально в десятках метров друг от друга.

«НИ ОДНОЙ ДРАКИ НЕ НАЧИНАЛ ПЕРВЫМ»


Фото: архив

«БИЗНЕС Online»

– Что можете сказать о нынешнем «Ак Барсе»?

– Мне нравится наша нынешняя команда своей сплочённостью, организованностью. Плюс всегда стараемся выполнять установки тренера. Отсюда и результат, наверное.

– На правах капитана часто приходится в раздевалке голос повышать?

– Разные ситуации всегда бывают. Где-то надо подкрикнуть, где-то, наоборот, разрядить атмосферу, где-то завести команду. Стараюсь в каждой игре и на лавке и в раздевалке взбодрить ребят. Главное, чтобы был позитив.

– Со стороны создаётся впечатление, что команда раскрепостилась. В том числе, в игровых моментах, например, в атаке – много забиваете.

– Я бы не сказал, что забиваем прям много. Моменты всегда создавали. Другой вопрос, как их реализовывали. Всегда говорят об «Ак Барсе», как об оборонительной команде, но я не согласен с таким мнением. Просто у нас есть баланс между атакой и обороной. А ярко выраженного перевеса в сторону защиты или нападения нет.

– Свою максимальную пользу на льду видите в звеньях созидательного плана или так называемых, «чеккерских»?

– Мне без разницы. Где скажут играть – там и буду. Стараюсь находить взаимопонимание с любыми партнёрами. Можно сказать, что комфортно ощущаю себя везде. А о пользе для команды – это к тренерскому штабу. Как там решат, так и будет.

– На правах капитана, музыкой в раздевалке рулите?

– У нас нет одного диджея. (Улыбается.) Когда-то я ставлю, когда-то другие ребята. Когда я, то стараюсь перед играми зарядить клубную музыку. Что-нибудь побыстрее, подинамичнее, чтобы завестись.

– Как относитесь к критике? Много в Казани и журналистов, и болельщиков говорят о том, что, мол, Свитов уже не тот. Не дерётся, а значит, за команду не бьётся…

– У каждого своё мнение. Кто что видит, что думает – то и говорит. Я абсолютно спокойно к этому отношусь. Нет никакой единой правды, истины.

Поймите, я, как хоккеист, на льду стараюсь делать всё то же самое, что и пятнадцать, и десять, и пять лет назад. А как это воспринимают люди – это уже другой вопрос. Ну что, я должен, только драться что ли каждый матч? Я и бойцом никогда себя не считал и не считаю. Все ситуации игровые. Вообще, скажу так: я в своей карьере сам ни одной драки не начинал первым. Ни разу.

– Даже в самой первой, памятной, с Олегом Микульчиком, когда вы ещё были масочником?

– Да, там и не хотел драться-то совсем. Играли с «Магниткой». Я вообще полез разнимать своего партнёра по «Авангарду», канадца Криса Ковени и игрока соперников. Смотрю, они толкаются, хотел развести их в разные стороны, а получилось, что влип в драку. (Улыбается.) Опытному Микульчику не понравилось моё поведение, он схватил меня за маску – пытался стянуть, ну я и ответил. После игры Олег сам ко мне подошёл, сказал: «Саня, молодчик».

– В этом году сразу на старте сезона краги сбросить пришлось – подрались в матче с «Медвешчаком». Что там было?

– Первый матч в сезоне был для меня. Сцепились с Александром Болдюком. Отдавал пас, а тут он в меня влетел. Причём не в корпус играл, а колено в колено. Хорошо, что я ногу успел убрать, а то оторвалась бы. В принципе, игровой момент, эмоции. Я пропустил две стартовых игры команды, а тут вышел. Может, где-то захлестнули эмоции, но драться пришлось. Подрались и подрались, ничего страшного.

«ИЗ ОМСКА ВЕЗУ МЕШОК ПОДАРКОВ»


Фото: архив

«БИЗНЕС Online»

– У вас в прошлом сезоне заканчивался контракт с «Ак Барсом», который был продлён в апреле ровно на год. Что будет следующей весной?

– Загадывать не буду. Все мысли - о нынешнем сезоне, стоят определённые задачи перед командой – нужно их решать. От меня всё зависит только как от игрока и только на льду. В прошлом году мой агент работал с казанским клубом по поводу продления – взаимопонимание было найдено.

В Казани и мне, и супруге всё нравится. Клуб предоставляет прекрасную базу. Дети здесь ходят в школы: учатся, тренируются. Сын занимается хоккеем в ДЮСШ «Ак Барса» 2008 года рождения. Дочь занималась танцами. В прошлом году пробовала играть в волейбол.

– Недавно в Казани открылась школа Екатерины Гамовой.

– Возможно, дочку заинтересует.

– И всё же, вам 34 года, возраст для хоккея приличный. Ранее в интервью говорили, что не прочь завершить карьеру в родном Омске…

– Прямо сейчас голову этим не забиваю. Как сложится, так сложится. Повторюсь, сейчас меня всё устраивает в Казани. Что касается игровой карьеры – сколько сил будет хватать, столько и отыграю. Пока буду полезен, и соответствовать интересам команды, буду выходить на лёд.

– Омские болельщики тепло встречают, когда приезжаете туда на выезд?

– Да, со многими общаемся по ходу сезона. Мне приятно, что всегда есть те, кто поддерживают, не забывают. Из Омска всегда везу мешок подарков. Вот играли там осенью – привёз подушку. Ребята сами вязали, с номером, с украшениями, с бантиком.

– Каждое лето по-прежнему начинаете подготовку к новому сезону в Омске?

– В последние годы летом больше нахожусь в Америке, с семьёй, поэтому подготовку к сезону начинаю там. Тренируюсь в Майами: пробежки, зал. В Омске удаётся побыть неделю – полторы. Там катаемся с ребятами омскими. Снимаем лёд, тренируюсь уже на катке.

– Была ситуация, когда в Омске болельщик после неудачной игры оставил послание прямо на машине. Вам пришлось тогда даже написать ответ на гостевой книге «Авангарда»…

– Да, было такое. Но вспоминаю с улыбкой. Ответил тогда не со зла. На омских болельщиков, вообще, невозможно обижаться долго.

ДОСЬЕ
Александр СВИТОВ
Амплуа: нападающий
Дата рождения: 3 ноября 1982 года
Место рождения: Омск
Карьера: «Авангард» (Омск) – 1999 - 2002; ЦСКА-2 (Москва) – 2001/02; «Тампа» (НХЛ) – 2002 - 2004; «Коламбус» (НХЛ) – 2003/04; «Сиракьюз» (АХЛ) – 2004/05; «Авангард» (Омск) – 2005/06; «Коламбус» (НХЛ) – 2006/07; «Авангард» (Омск) – 2007 - 2010; «Салават Юлаев» (Уфа) – 2010 - 2013; «Ак Барс» (Казань) – с 2013 года.
Достижения в клубах: обладатель Кубка Гагарина (2011), серебряный призёр чемпионата России (2001, 2006, 2015).
Достижения в сборных: чемпион мира (2012), чемпион мира среди молодёжи (2002), серебряный призёр юниорского чемпионата мира (2000).

Андрей Лопата / KHL.ru

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх