Андрей Кузьмин: «Если Ткачёву прикрутить сердце Саши Степанова, будет идеальный лидер для «Ак Барса»
Обладатель Кубка Гагарина-2009 в составе «Ак Барса», а ныне игрок пензенского «Дизеля» Андрей Кузьмин в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о работе с Билялетдиновым, синяках Степанова, самом страшном наказании и огромной разницей между КХЛ и ВХЛ.
Андрей Кузьмин | |
Фото: архив «БИЗНЕС Online» |
«ПЕРЕД СЕДЬМЫМ МАТЧЕМ ФИНАЛА ЧАСОК ПОКОЛБАСИЛО»
– Андрей, когда вас приглашали в «Ак Барс», какую роль обещали? Было понятно, что в первые два звена будет тяжело пробиться…
– Тренер Михаил Варнаков вышел на меня ещё в сентябре предыдущего сезона и спросил, не хочу ли я в следующем сезоне играть в «Ак Барсе». Я ответил: «Конечно, хочу». Все хотят играть в более сильных командах. Уже после окончания сезона за «Нефтехимик» договорились по условиям контракта. Мне было всё равно, в каком звене меня будут использовать. Верил в свои силы, знал, что могу закрепиться, не сомневался, что мне место найдётся, а в каком звене – будет решать тренер.
– Можно даже не спрашивать вас про самый запоминающийся матч в том сезоне?
– Конечно, это была седьмая игра финальной серии Кубка Гагарина с «Локомотивом». Я месяц не играл до этого, попал в глубокий запас. Сам виноват – плохо играл. Но тренировался, работал – и мне выпал шанс сыграть в решающем матче. Зинэтула Хайдарович был доволен мной после того матча, сказал, что переживал по поводу моего места в составе.
– Что чувствовали?
– Последние две минуты вообще какое-то безумное состояние было.
– Билялетдинов разговаривал с вами лично перед игрой?
– Помню, что он утром на раскатке сказал мне: «Сегодня играешь». У меня была более сдерживающая роль, не до атаки особо было. Дотерпели, а Лёха Морозов забил единственный гол. Тот матч особенный, вот даже вам рассказываю, сердцебиение участилось (улыбается). Никогда в жизни не испытывал такой тревоги за результат.
– Можете назвать этот матч самым важным в карьере?
– Думаю, да. Помню, что большинство заработал для команды, даже смены помню некоторые.
– Перед игрой как с волнением справились?
– После того, как узнал, что буду играть, поколбасило часок. После обеда получилось заснуть, а когда зашёл в раздевалку, атмосфера там была спокойной. Ну, а после первых смен уже забываешь про волнение.
– Долго не было голов в той игре…
– Когда было 0:0, не было никакого волнения, а уже когда повели в счёте – стало тяжело. Нужно сыграть надёжно, не удаляться, а отыгрывающейся команде в каком-то плане попроще. Но у команд Билялетдинова всегда налажена игра в концовках, так что всё закончилось хорошо.
«СТЕПАНОВ ВСЕГДА ХОДИЛ В СИНЯКАХ»
– Морозов был лидером и на льду, и в раздевалке?
– Алексей – отличный человек, спокойный, может и пошутить, не жёсткий. Понравилось, как ведёт себя в коллективе. Данис Зарипов, Тони Мортенссон, Морозов – они предпочитали говорить не в раздевалке, а на льду.
– Как команда себя чувствовала с юным Станиславом Галимовым в воротах?
– Какая разница, сколько лет, хоть 70. Если тренер вратарей видит рост подопечного, то почему нет? Фредерик Норрена тоже красавец, до сих пор не понимаю, как он со сломанным пальцем играл.
– Долго праздновали тот успех в команде?
– Я домой под утро пришёл, как и все, наверное. Я вообще не очень люблю затяжные праздники. Отдохнули, выпили шампанского, повеселились.
Фото: архив «БИЗНЕС Online» |
– В первой половине сезона был конфликт Билялетдинова с Сергеем Зиновьевым. Как это отразилось на команде?
– Думаю, если бы команда была послабее, то на ней бы это сказалось. А когда есть стержень, ничто не помешает. Серёга великий мастер, я считаю, а Зинэтула Хайдарович – тренер топ-уровня. В здоровом коллективе такое может быть. На игре это не сказывалось. Если у них и были разногласия, то в команде они этого не показывали.
– Говорят, что одним из главных лидеров тогда был Александр Степанов…
– Санька, конечно, боец. Если что-то у команды не получалось, он мог в трудную минуту продавить и защитников, и вратаря, мог вообще затоптать всех. В меньшинстве Саша всегда на площадке, весь в синяках. Из семи пять шайб на себя ловил. Мастерства, конечно, у него не столько, как у Морозова или Зиновьева, но своим характером он это компенсировал.
«БИЛЯЛЕТДИНОВ ИДЁТ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ»
– Вы с Билялетдиновым познакомились раньше, когда в 1999 году он пригласил вас в «Динамо».
– Да, приехал в «Динамо» в 19 лет и приглянулся ему, на следующий год он уже начал ставить меня в состав. Были тогда в составе молодые Терещенко, Степанов, Никулин. Но тот сезон был провальным для «Динамо» – Зинэтулу Хайдаровича в середине сезона уволили. Пришёл новый тренер и не увидел во мне перспективы… Но когда в 2008 году появилась возможность снова поиграть у Билялетдинова, с радостью согласился. Я знал, что он требует, не было никаких сюрпризов.
– Он изменился за те восемь лет?
– Да, он идёт в ногу со временем, следит за новыми технологиями и включает их в свою работу. Он не работал по одним и тем же лекалам всю карьеру. Да и сейчас я у ребят спрашиваю и понимаю, что у Билялетдинова опять есть новшества.
– Как изменился стиль игры его команд?
– Билялетдинов умеет строить команду на лидерах, от них отталкивается. В локаут ему это помешало, но потом он уже нашёл первое звено. Очень правильно была выстроена у него команда всегда. Но сейчас «Ак Барсу» не хватает яркого лидера, который мог бы повести за собой.
– Может быть, Владимир Ткачёв?
– Очень приличный хоккеист, но пока ему тяжеловато эту ношу нести. Если ему привернуть сердце Саши Степанова, будет идеальный лидер для нового «Ак Барса». Нельзя показать пальцем на человека и сказать, что это лидер, люди должны это чувствовать.
– Билялетдинов часто кричал?
– Нет, это не про него. Он просто не поставит тебя в состав, а ты сиди и думай, в чём дело. Некоторые тренеры горло срывают, ругаются – и ничего. Отними у хоккеиста игру – это для него самое страшное наказание.
«ГАРИПОВ – ВРАТАРЬ ТОП-УРОВНЯ»
– Не обидно было, что не оставили в команде после чемпионского сезона?
– Контракт у меня был на два года, меня никто не гнал, но мы с агентом решили, что нужна игровая практика и я вернулся в Нижнекамск. Потом уже приходит понимание, что в таком коллективе и с таким тренером, как в «Ак Барсе», одно удовольствие работать.
– В «Нефтехимике» второе пришествие получилось не самым удачным.
– Травму получил на предсезонной подготовке, разорвал крестообразные связки. По мимике Владимира Крикунова я понял, что операцию делать не надо, потому что это минимум полгода. Через месяц начал играть, но потом обменяли в «Спартак».
– Операцию-то сделали в итоге?
– Только в прошлом году.
– Про тренировки Крикунова ходят легенды.
– Тяжело, но по сравнению с теми нагрузками, что сейчас придумывают – это цветочки. Работа тяжёлая, но недолгая, да и время на восстановление он даёт.
– Кого можете назвать лучшим тренером, с которым работали?
– Это Билялетдинов. Очень сильный тренер, всегда достойно себя ведёт, умеет проигрывать, не истерит. Ну и Кубок Гагарина я поднял именно в его команде.
– Много осталось в «Ак Барсе» тех, с кем вы играли?
– Жуков, Обухов. Васька Токранов был тогда ещё совсем молодым, а теперь уже ассистент капитана… Эмиль Гарипов сейчас вообще вратарь топ-уровня.
– Какой сезон в карьере можете назвать лучшим?
– 2007/08, когда я играл в «Нефтехимике» в тройке с братьями Макаровыми. Играли на одной волне, было отличное взаимопонимание.
«МЕЖДУ КХЛ И ВХЛ ПРОПАСТЬ»
Фото: официальный сайт «Спартака» |
– Андрей, в родной команде вы начинаете уже четвёртый сезон подряд, но дважды не доигрывали год в составе «Дизеля». С чем это связано?
– В первый раз я сам ушёл в «Буран», потому что были перебои с зарплатой, ну а во второй раз мне возвратилось – меня уволили и пришлось уехать в Саратов.
– Был конфликт с руководством?
– Да, был небольшой конфликт, не скажу, что глобальный. Но пришлось расстаться.
– Вы много лет отыграли в КХЛ. Долго привыкали к вышке?
– Честно признаюсь, что между КХЛ и ВХЛ пропасть. Физические данные хоккеистов, мощь, сила, думаю, что в два раза больше в КХЛ. Скорость перемещений, может быть, примерно одинаковая, но из-за разницы в мощи совершенно другой уровень игры – и сила бросков, и многое другое.
– А в том, что касается организации?
– В ВХЛ есть четыре-пять клубов, которые стремятся поднять свою организацию в бытовом плане, у них всё есть. Медицинское оборудование, восстановительные мероприятия – всё на уровне. У остальных же пропасть огромная.
– На этом уровне вы играли ещё 10 лет назад. Что-то изменилось?
– Поменялся сам хоккей. Раньше играли более комбинационно, в поперечный хоккей, сейчас играют более вертикально – всё вперёд, через борт. Так играют и в КХЛ, было бы странно, если бы в вышке играли по-другому.
Фото: hcdizel.ru |
– Вы самый опытный игрок в команде. Даёте советы молодым игрокам?
– Постоянно. Они могут и постесняться, и не подумать, что нужно спросить. Мне несложно подсказать, помочь молодому, сказать: «Последи вот за этим компонентом, в зале поработай дополнительно, велосипед покрути». Я не должен хранить в себе то, что я знаю.
– Ваш одноклубник Алексей Шубин считался одним из самых талантливых нападающих в России в своём возрасте…
– У Лёши хорошие задатки. Эмоции он держит в себе, голова у него работает в правильном направлении. Он пока не является атлетом, нужно прибавить в ведении борьбы. Ему сейчас 23 года, надо мясом обрасти. Мы с ним в одной тройке сейчас играем, всё отлично. Я знаю много ребят, которые в 26 - 27 лет закрепились в КХЛ. Некоторые в «Дизеле» ещё недавно играли.
– Имеете в виду Евгения Чесалина, который сейчас в «Автомобилисте»?
– У Жени характера и так хватало на двоих, а вот опыта набрался – и сразу закрепился. Костя Майоров долго играл в вышке, а сейчас играет за «Югру».
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Андрей КУЗЬМИН
Дата рождения: 15 апреля 1981 года
Место рождения: Пенза
Карьера: «Дизель» (Пенза) – 1997 – 1999, 2004 – 2006, 2011, 2013 – 2015, 2015/16, 2016/17; ТХК (Тверь) – 1999/2000; «Динамо» (Москва) – 2000/01; ЦСК ВВС (Самара) – 2001/02; «Молот-Прикамье» (Пермь) – 2002/03; «Торпедо» (Нижний Новгород) – 2002 – 2004, 2010/11; «Нефтехимик» (Нижнекамск) – 2006 – 2008, 2009/10; «Ак Барс» (Казань) – 2008/09; «Спартак» (Москва) – 2009/10, 2012/13; «Металлург» (Новокузнецк) – 2011/12; «Югра» (Ханты-Мансийск) – 2012/13; «Буран» (Воронеж) – 2014/15; «Кристалл» (Саратов) – 2015/16.
Достижения: обладатель Кубка Гагарина (2009).
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 9
63 минуты штрафа, Лукоянов на трибуне и подколы «Ак Барса». Казанцы забрали второе «зелёное дерби» подряд 1
«Зелёное дерби» только из своих воспитанников: братья Свечниковы – в «Ак Барсе», Василевский – в «Салавате» 0
«Не понимаю, что происходит с Хмелевским». Батрак – о «зелёном дерби» 0
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 9
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Помните Дениса Макарова? Ярко начал в «Динамо», а теперь полирует скамейку запасных 4
«Салават» похоронил себя удалениями в «зелёном дерби». «Ак Барс» получал по лицу клюшками и разгромил Уфу большинством 3