«Иногда ему нужно быть засранцем». Как первый российский судья в НХЛ схватывает всё на лету
В прошлом сезоне в НХЛ произошло историческое событие – в матче между «Эдмонтоном» и «Детройтом» дебютировал первый российский арбитр в истории лиги Евгений Ромасько, который в этом сезоне должен провести в НХЛ уже порядка 20 матчей. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» представляет перевод материала Sports Illustrated, где рассказывается, почему Ромасько обосновался в маленьком городке с шоколадной фабрикой, что ему пожелал Павел Дацюк и какие наставления дал известный арбитр Пол Деворски.
«ВПЕРЕД РАБОТАТЬ!»
Евгений Ромасько | |
Черный джип подъезжает к погрузочному доку «Веллс-Фарго-центр». На пути - пункт охраны. «Судьи», – доносится голос водителя. Ворота открываются, машина проносится мимо телевизионных установок и чартерных автобусов. Выходят трое мужчин, которые сегодня рассудят матч между «Вашингтоном» и «Филадельфией».
Трио направляется в подтрибунное помещение. У двери стоит телохранитель, висит табличка «Никаких посторонних ни в какое время». В комнате печеньки и бананы, рядом кулер с напитками, на полу бутылка алоэ. За два часа до начала матча приходит четвертый, последний член команды. Он помнит некоторых коллег по прошлым играм – в лиге не так много арбитров. Хорошо сложенный, он открывает свой рюкзак и здоровается.
«Ромасько», – говорит он, встряхивая форму под номером 39.
Его зовут Евгений. Ему 33, и он первый российский член судейской бригады – будь-то главный судья или лайнсмен – в истории НХЛ. На самом деле, Ромасько - второй арбитр лиги, который проходил подготовку за пределами Северной Америки. Первым был швед Маркус Виннерборг, проработавший в НХЛ два сезона. Он долго адаптировался к меньшей площадке и другим правилам. Как и Виннерборг в начале пути, Ромасько сталкивается с новыми вызовами каждый день.
Игрок НХЛ, прибывший из другой лиги, находит поддержку от одноклубников. Они дают советы, как купить дом, найти ресторан, выучить язык. Также помогают подружки и жены хоккеистов. Это командная работа. Официальные лица, напротив, часто путешествуют в одиночку. Разумеется, каждодневный график – завтрак, тренировка, ланч, сон, матч – позволяет Ромасько общаться со своими коллегами. Но календарь редко даёт вздохнуть спокойно. У Ромасько мало времени, чтобы освоиться за океаном.
В прошлом ноябре Ромасько вылетел из Москвы на свой первый матч в Америке. Он приземлился в 10 часов вечера в четверг, а в пятницу работал на игре «Сиракьюз Кранч» в АХЛ. После у него было пару дней отдыха. Он вернулся в Россию, где живут его жена Анна и две дочери, и обслужил пару матчей КХЛ. Было бы логично поспать во время 10-ти часовых перелетов. Но он, переступая через себя, практиковал английский и изучал правила НХЛ.
В России арбитрам не нужно объяснять свои решения. Но в США ситуация другая, что сильно беспокоит Ромасько. Тренеры, игроки – всем нужно понять, почему прозвучал свисток. После обращения тренера, которое введено в НХЛ с этого сезона, ему нужно оглашать своё решение перед всей ареной. Такой сценарий волнителен для Ромасько. Он знает все различия в правилах, но что если прорежется его акцент? Заметят ли это зрители? Будет ли понятно, что он сказал?
«Мне нужно перейти этот барьер», – говорит он. В прошлом январе Ромасько официально ушел из КХЛ, подписав контракт в АХЛ с возможностью работать уровнем повыше. Он дебютировал в НХЛ 10 марта на матче «Эдмонтон» – «Детройт». К слову, судьи сами выбирают свою первую игру, как и любой другой примечательный момент в карьере. Наставники Ромасько много рассказывали ему о бывшем защитнике «Детройта» Владимире Константинове. Сейчас он сидит на складном стуле перед своим девятым матчем в НХЛ. Он снимает розовый галстук. На бицепсе зияет круглый, багровый синяк. «Попало в Сиракьюзе», – объясняет он. Ромасько достает свои коньки. Входит другой судья и даёт ему микрофон. Он обтягивает эспандер вокруг своих пухлых икр и начинает разминаться.
За 35 минут до начала россиянин начинает прыгать на скакалке. Рядом тренируются игроки «Филадельфии». Ромасько уставился в пол. Сгибается одна нога, вторая, бам, бам, бам. Десять минут спустя он возвращается в раздевалку. Судейская бригада обсуждает сегодняшнее противостояние: как играют команды, за кем наблюдать и всё в этом роде. Судьи надевают полосатую форму и выходят по одному, оставляя позади охранника и телевизионщиков. Один из арбитров подгоняет своих: «Эй, вперед работать!».
ПРОДАВАЛ ПИВО, МЫЛ ПОЛЫ ПО НОЧАМ
За две недели до матча «Эдмонтон» – «Детройт» в его квартире в Херши (штат Пенсильвания), всё еще висят украшения для Хэллоуина. На нем тот же розовый галстук пока он едет на матч АХЛ между «Хартфордом» и «Эдмонтоном». Херши - столица шоколада - может показаться странным местом, но Ромасько осел здесь по своим причинам.
Во-первых, он прилетел сюда на хоккейный турнир 15-летним парнишкой. Игроки его команды жили у местных и выступали на улицах между матчами. Он помнит много огней от рождественских украшений и много свистков за запрещенные удары – правила были другими. «Я часто сидел на скамейке штрафников», – говорит он с улыбкой. Зато город словно родной.
Ромасько был защитником и играл за ТХК «Тверь» в российской ВХЛ - второй лиге после КХЛ. В 22 года у него появились проблемы с плечом, после чего он потерял былую силу и завершил карьеру. Директор хоккейной школы понимал, что Ромасько отлично понимал игру, и предложил стать ему судьей. Тот задал лишь один вопрос: «Что мне нужно делать?».
Свой первый матч в качестве судьи он провел на юниорском турнире в России. Он взял с собою черные брюки, а форму получил на месте. Ромасько-игрок думал, что арбитром быть не так сложно. Свисти, раздавай замечания – чего тут такого. Но вскоре он поменял своё мнение. Надоедливые родители и бешеные тренеры могли сильно влиять на решения. В первое время Ромасько также работал на торговую компанию, которая продавала ресторанам пиво. У него не получалось совмещать это с судейством, и в один день босс поставил ультиматум. Ромасько выбрал хоккей. «Было трудно. Я пытался найти своё место в жизни», – говорит он.
Жизнь привела его семью сюда, за пару миль от домашней арены «Бэарс». В трех часах езды располагаются арены НХЛ «Вашингтона», «Рейнджерс», «Айлендерс», «Нью-Джерси» и «Филадельфии».
Ромасько закалился в самом раннем возрасте. В школе он мыл полы по ночам, чтобы заработать на хлеб. Он жил один с 14 лет. В его районе в Херши живут другие русские, но временами он хочет полностью погрузиться в местную культуру, стиль жизни, язык. НХЛ окружила его менторами, чтобы помочь адаптироваться. Скаут Крис Эдвардс и Игорь Ларионов - член Зала славы, ныне агент, путешествовали с Ромасько, когда он прибыл в Штаты в прошлом году.
Кроме того, Ромасько попал под крыло еще одной легенды, которая за свою судейскую карьеру обслужила 1700 матчей регулярного чемпионата и плей-офф. Россиянин ждал его на парковке, прежде чем отправиться на матч «Бэарс». Вот еще одна причина, почему Ромасько выбрал город Херши. «Потому что Дево живет здесь», – объясняет Ромасько и надеется, что американская машина довезет его до арены.
«Дево» – это авторитетный судья Пол Деворски, сын бывшего арбитра. Дево думал, что «ни к какому черту» не будет работать судьей… Пока он не начал искать работу после завершения карьеры хоккеиста. В то время Деворски жил в родном городе Гуэлф (штат Онтарио). Там было слишком много арбитров НХЛ, к тому же канадский доллар сильно упал по сравнению с американским. Поэтому он собрал вещи, пересек границу и остановился в Херши.
В прошлом году, завершив свою 20-летнюю карьеру в НХЛ, Деворски услышал, что в Америку летит российский арбитр. Деворски был до последнего уверен, что это «утка», хотя и знал пару подробностей. Но опубликованный календарь развеял сомнения. Его поставили в пару к Ромасько на первые три игры россиянина в НХЛ. «Мы поладили, потому что у меня украинские корни», – в шутку говорит Пол.
Пол Деворски | |
Деворски стал кладом знаний для Ромасько. «Если тебе что-то непонятно, спрашивай», – сказал он россиянину, после чего навалилась куча вопросов. Как судьи входят на арену? Какие отели лучше выбирать? Где ближайший продуктовый магазин? Когда Ромасько переехал в Штаты со своей семьей, Деворски пришлось самому купить стулья и диван в его гостиницу. Сейчас россиянин сам установил бассейн и регулярно устраивают барбекю. «Евгений пытался впитать так много информации за короткое время. Он словно губка», – считает Деворски.
«ОТЛИЧНАЯ РАБОТА В ПЕРВОЙ ИГРЕ!»
Однажды, вспоминает Деворски, Ромасько назначил штраф, и тренер хотел объяснения. «Пол, можешь сказать?», – спросил россиянин, вспомнив о своем слабом английском. Последовал ответ: «Нет, говорить будешь ты». По мнению Деворски, это самый действенный метод по борьбе с главной проблемой Ромасько. Деворски был не против объяснять решения, но так Ромасько всегда бы оставался тише воды.
«Ему нужно научиться быть засранцем», – говорит Деворски в ложе для прессы, наблюдая за матчем «Бэарс». Звучит свисток, Ромасько поднимает руку и удаляет игрока. «Надо быть разным. В голове должен быть переключатель засранца. Ты сменил режим и дал понять, кто тут хозяин», – делится он советом.
Это придёт со временем. К счастью, Ромасько уже показывает важный навык для судьи. «Посмотри, как он катается. Если бы у меня были такие ноги…», – это не еще один совет на подобии «переключателя засранца», просто Деворски удивился. Мастерство российского арбитра заинтересовало и Стивена Уолкома, главу судейского корпуса в НХЛ. В швейцарском лагере IIHF для судей Уолком увидел в Ромасько «природные задатки». После он предложил россиянину поработать в АХЛ с возможностью карьерного роста.
Сначала Ромасько подумал, что это какая-то программа по обмену. Он уже проходил через такое в Швеции, Финляндии и Словакии. Никто не догадывался, что он найдет постоянную работу, что его жена Анна оставит бизнес в России, а дочь Саша пойдет в детский садик в другой стране. Но арбитры тоже мечтают попасть в НХЛ, как и хоккеисты. Как только Уолком рассказал о деталях, Ромасько нужно было принять решение. «Делай свою работу, а я тебя поддержу», – сказала Анна. Сперва судья мотался между Россией и США, а в этом году его семья перебралась в Америку.
10 марта 2015 года Ромасько вошел в историю НХЛ, когда Деворски позволил ему поучаствовать в стартовом вбрасывании. Свою первую шайбу он забрал домой. Два российских игрока узнали своего соотечественника: Наиль Якупов из «Эдмонтона» поздравил Ромасько в подтрибунке, а нападающий «Детройта» Павел Дацюк подписал ем клюшку. «Отличная работа в первой игре! Наилучшие пожелания!», – написал Дацюк.
ОВЕЧКИН УЗНАЛ РОМАСЬКО
Возвращаемся в «Веллс-Фарго-центр». На матче между «Вашингтоном» и «Филадельфией» Ромасько и его коллеги заняты под завязку. Россиянин постоянно говорит в микрофон, обозначая свои решения: «Вашингтон. Номер 65. Две минуты. Удар коленом», «Филадельфия. Номер 14. Две минуты. Задержка».
После того, как звучит финальная сирена и «Вашингтон» выиграет 5:2, Ромасько уходит со льда. Третий в линии, он направляется в раздевалку. Бывший арбитр НХЛ Роб Шик заходит в комнату, начиная свою рецензию со слов «Ребята». Такая критика – обычная часть работы судей, которая особенно полезна для новичков, как Ромасько. Он просматривает все своим матчи на планшете. Правильно ли он позиционировал себя на льду? Не пропустил ли нарушений? Свистнул ли в нужных моментах?
Большой брат следит за судьями: бывшие арбитры, как Деворски, всегда оценивают работу своих молодых подопечных. На данный момент Ромасько получает хорошие отзывы. Он и еще 13 судей в лиге имеют гибридный контракт. Россиянин получает зарплату от АХЛ, так как проводит большинство игр во второй лиге. Но приходят деньги и от НХЛ. Он прилетел в Филадельфию после игры в Коламбусе. На следующий день он отправится в Даллас, потом в Сан-Антонио. Если всё сложится хорошо, то Ромасько обслужит 20 - 30 игр НХЛ в этом сезоне. С его опытом и хорошей репутацией он может в скором времени подписать контракт с первой лигой на два или три года.
Овечкин в матче с «Флайерс» | |
Шик заканчивает со своей оценкой работы судей, и Ромасько собирает вещи в рюкзак. Он принимает душ, одевается, не забывая про свой розовый галстук. На экране проигрываются лучшие моменты встречи. Вот он стоит там, обозначает нарушение и говорит так, что вся арена четко понимает его.
Ромасько вспоминает один яркий момент матча. Нападающий «Вашингтона» Александр Овечкин спросил на русском, когда он прилетел сюда. Ромасько работал на матчах КХЛ в сезоне 2012/13, когда из-за локаута Овечкин выступал за московское «Динамо». Судья не был уверен, что суперзвезда запомнила его. Это был большой сюрприз, напоминание о доме.
«Я еще попаду на матч «Вашингтона» в этом сезоне», – говорит Ромасько на пути в погрузочный док. Арбитр сказал Овечкину, что они еще встретятся. Сейчас нужно вернуться в отель и следующим утром отправиться в новый город.
Алекс Превитт / Sports Illustrated
Перевод: Артур Валеев
Пять интриг казанского этапа Кубка России. Почему Большунов так долго летел и какие призовые пообещал Фардиев? 1
«Зенит» очень подкован, кони стоят на всех позициях». Итоги 21-го тура суперлиги 34
Капитан «Ак Барса» – Яшкин, «Салавата Юлаева» – Панин. А кто у других? 0
«LOVB может стать новой Турцией или Италией на волейбольной карте». В США запустили ещё одну лигу 6
«Ак Барс» потерял Сафонова минимум на месяц. В команде всё плохо с центрфорвардами 0
«Зенит» очень подкован, кони стоят на всех позициях». Итоги 21-го тура суперлиги 34
Странный наезд лыжницы Кулешовой на «прославленную» Казань: выложила видео из номера, а потом удалила его 7
«LOVB может стать новой Турцией или Италией на волейбольной карте». В США запустили ещё одну лигу 6
«Они прошли ад войны». Как ветераны СВО из Татарстана возрождаются в спорте 2
Пять интриг казанского этапа Кубка России. Почему Большунов так долго летел и какие призовые пообещал Фардиев? 1