«Перепутал колхозное поле с хоккейным». Журналистская байка памяти Сергея Михалева
Сегодня – ровно год, как не стало Сергея Михалёва. Человека, который не оставлял равнодушным никого и был лучшим другом журналистов. Маленький кабинет на улице Зорге в Уфе, новый бордовый «Мерседес», водка и фотограф – спортивный корреспондент «БИЗНЕС Online» Андрей Лопата рассказывает свою историю знакомства с Сергеем Михалёвым.
Сентябрь 2006 года. В центре Уфы вовсю гремит стройка новой хоккейной арены. В других частях города тоже не менее шумно и пыльно – Республика Башкортостан готовится отпраздновать 450-летие вхождения в состав России. Тогда ещё никто не мог с уверенностью сказать под юбилей единоразово или на долгосрочную перспективу «Салават Юлаев» превратится в финансового монстра конца суперлиги и старта КХЛ. Но на льду с таким бюджетом нельзя было оплошать. Повторения провала «Ак Барса»-2005 здесь не простили бы ни одному тренеру в мире. А делать из традиционно крепкого середняка чемпиона в Уфу позвали Сергея Михалёва. Человека, который всю жизнь проходил с уфимской пропиской в паспорте, родился в Челябинске, а имя себе сделал в Тольятти и Череповце.
– Алло, Сергей Михайлович?
– Слушаю.
– Вас беспокоит корреспондент спортивного отдела журнала…
– Интервью?
– Да.
– Приходите завтра после утренней тренировки. На вахте скажите «К Михалёву». До встречи.
Сергей Михалёв | |
фото: prosports.ru |
Я, 20-летний практикант (какой там спортивный отдел, какой там корреспондент), даже и не мог тогда подумать, что договориться об интервью можно было так легко. И звонил совсем не на мобильный. На официальном сайте «Салавата Юлаева» образца того времени городские служебные телефоны указывались прямо под фотографиями руководителей. Там была фотография Сергея Михайловича в строгом пиджаке, строка «кабинет главного тренера» и указан телефон. Я настроил себя на то, что интервью придётся ждать неделю минимум, отправлять запрос в клуб, но всё решилось буквально за минуту одним звонком.
От редакции абсолютно нового уфимского журнала я получил задание для первого номера сделать большое хоккейное интервью. То, что это должен был быть Михалёв, сомнений не было никаких. На следующий день мне отрядили фотографа Серёгу, и мы отправились на одну из самых уютных улиц Уфы того времени, улицу Зорге. Большие красно-жёлтые трамвайчики, громадные ветви деревьев вдоль дороги и легендарный дворец спорта.
- Игорь, плотнее, плотнее. Саша, ну что ты делаешь, - Сергей Михайлович проводил тренировки с микрофоном в руках, и каждое его слово отчётливо было слышно не только на льду, но даже в коридорах арены.
На утреннюю раскатку охрана нас с фотографом сначала пускать не хотела. Но пришёл Михалёв и сказал, что это свои, пропускайте. И вот мы сидим в крохотном кабинете этого солидного мужчины. Уже давно седого, но вечно молодого душой.
- Говорят, высшую школу тренеров вы окончили с красным дипломом. Он тяжело дался?
- Не скажу, что тяжело. Люди приходили туда достаточно взрослые. В основном, заочники. А у меня же имелся диплом Башкирского сельскохозяйственного института по специальности инженер-механик. Я и сейчас шучу: перепутал колхозное поле с хоккейным, - смеялся Михалыч.- Группу набрали из десяти человек со всего СССР. Но у меня было преимущество перед коллегами: я же три курса заканчивал на дневном отделении. В плане организации и дисциплины был поопытнее. Умел учиться, умел слушать.
Интервью было ограничено двумя журнальными разворотами, то есть от меня не требовалось писать больше 10 000 знаков. Но тренер рассказал за первый час про себя столько, что выбирать основное для общественно-политического журнала было сложно. Мне запомнилась история про его шахматный матч с Карповым и то, как он смело и открыто проходился по недавно избранному президентом ФХР Владиславу Третьяку.
- Я был чемпионом района, даже играл с Анатолием Карповым на первенстве Челябинской области. Но ничего не выиграл. Человек, отучивший меня от шахмат – это Карпов.
- Охоту любите?
- На охоте я в своей жизни был два раза. Стрелял очень много, но горжусь тем, что ни в кого не попал. Конечно, интересное занятие, но с хоккеем не сравнимое.
- Отношение к реформам Третьяка по-прежнему негативное?
- Я еще в мае не приветствовал изменения, произошедшие в нашем хоккее. Уже тогда предполагал, что за проблемы возникнут. И они появились. Даже больше, чем я думал.
- Буквально за день до начала чемпионата «Салават Юлаев» входил в четверку клубов-бунтовщиков, которым не все нравилось в нашем хоккее…
- Уверен, что правильно поступили. Хоть как-то заставляем с собой считаться. Федерация хоккея по сути отстранила профессиональную лигу от управления видом спорта. Это в корне неправильно.
Второй час беседы начался с обсуждения нынешнего положения дел в «Салавате Юлаеве» и его перспективах. Михалыч долго рассуждал, много улыбался и вдруг резко замолчал, когда фотограф подошёл к нему ближе. Он почуял что-то неладное.
- Похмелье?
Серёга скромно улыбнулся и кивнул.
- День рождения брата вчера был…
- Ну ничего, бывает.
Мне стало стыдно и неудобно за фотографа и за себя, что заставляем уважаемого человека отвлекаться по такому идиотскому поводу. И тут Сергей Михайлович открыл сейф и достал бутылку с очень яркой этикеткой. Челюсть у меня чуть не отвалилась, стыд как рукой сняло.
- Ну что, пообщаемся и за знакомство?
- С-с-с-сергей Михайлович, а с-с-с-с-сборную вам не предлагали возглавить? – продолжал я с вытаращенными глазами интервьюировать тренера.
Но Михалёв отвечал выверено и точно. Когда речь заходила о хоккее и сегодняшнем дне, он из шутника и юморного рассказчика мог стать серьёзным и рассуждать на хоккейные темы бесконечно. Было видно, что он многое был готов отдать за чемпионство именно с Уфой и был достаточно оптимистичен.
История умолчит о том, выпил ли кто-то «за знакомство» в разгар рабочего дня, но к окончанию беседы в комнате было два абсолютно трезвых человека и один довольный с похмелья.
- А пойдёмте я вам свой новый «Мерседес» покажу.
Бордовая машина Михалёва выделялась на автопарке дворца спорта. Мы провели фотосессию рядом с автомобилем и клубным автобусом и эти фото Сергея Михайловича до сих пор пользуются популярностью у многих бильдредакторов.
Михалёв с супругой Ольгой и сыном Степаном | |
фото: КП в Уфе |
- Газеты читать остается время?
- Спортивную прессу читаю всегда. Но даже там публикуется не совсем достоверная информация. Преобладают разные слухи, некомпетентность. Много людей пытаются через газеты «влезть» в хоккей, не понимая в нем ничего. Издания общественно-политические читаю еще с советских времен. Правда, как говорил один известный персонаж, «советские газеты до обеда читать вредно».
- За политикой следите?
- А кто за ней не следит в России?.. Когда есть возможность, я смотрю телевизор: программу «Время», на НТВ новости нравятся.
- А в общественном транспорте не слабо прокатиться?
- Я такой человек, что могу и прокатиться. Но, честно говоря, давно этого не делал. У меня «Мерседес», так что пока езжу на машине.
- Погонять любите?
- Люблю. Езжу достаточно быстро. Но в пределах разумного.
- Домашние животные у вас есть?
- Собака - черный терьер, два кота и кошка. Все живут в одном доме. Очень интересно наблюдать за взаимоотношениями этих животных. Собака к себе в будку пускает только «своих» кошек – чужим вход строго воспрещен! Я не согласен с теми, кто говорит, что животные глупые.
- Вы их не тренируете?
- Скорее они меня. Приучают, что в одно время их надо кормить, а то сами придут – просить будут.
- Спорт много сил отнимает?
- Как ни странно, спорт отнимает много здоровья. Требует огромных физических и моральных сил. У тренеров с годами нервы становятся крепче. Многое зависит от темперамента – кто то кричит, кто-то делает вид, что спокойно ко всему относится. Я стараюсь правильно оценивать ситуацию. Но после каждого матча спина у меня всегда мокрая.
- А вас легко вывести из себя?
- Трудно. Я человек чересчур добрый и терпимый к чужим ошибкам.
Напоследок провели с тренером тогда ещё золотой мечты блиц-опрос. Десять стандартных вопросов и весьма любопытные ответы на некоторые из них:
Блиц-опрос Сергея Михалёва
1. Любимый город: Тольятти
2. Любимое блюдо: Уральские пельмени
3. Любимое кино: комедии Леонида Гайдая
4. Любимый писатель: Федор Достоевский
5. Любимый тренер: Юрий Сёмин
6. Любимый хоккеист: Валерий Харламов
7. Любимый цвет: голубой
8. Любимый напиток: алкогольный – водка, безалкогольный – молоко
9. Любимый предмет в школе: химия и физкультура
10. Заветная мечта: дождаться, когда внук повзрослеет
Он не просто дождался, когда внук повзрослел, он успел за эти девять лет подарить себе двух сыновей. Но как они повзрослеют Михалыч так и не увидел.
Полностью первое интервью Сергея Михалёва журналу «Уфимское Время» читайте здесь
Второе интервью в том же кабинете год спустя, приуроченное к 60-летнему юбилею тренера читайте здесь
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 9
«Не понимаю, что происходит с Хмелевским». Батрак – о «зелёном дерби» 1
63 минуты штрафа, Лукоянов на трибуне и подколы «Ак Барса». Казанцы забрали второе «зелёное дерби» подряд 1
«Зелёное дерби» только из своих воспитанников: братья Свечниковы – в «Ак Барсе», Василевский – в «Салавате» 0
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 9
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Помните Дениса Макарова? Ярко начал в «Динамо», а теперь полирует скамейку запасных 4
«Салават» похоронил себя удалениями в «зелёном дерби». «Ак Барс» получал по лицу клюшками и разгромил Уфу большинством 3