Мировой судья Айдар Хадиуллин: «Я возвращался в «Рубин» после работы юристконсультом»
Известна история, как выпускник юрфака КГУ Руслан Мухаметшин пришел в профессиональный футбол, едва не начав работу юристом на КМИЗ. Но этот случай не уникальный. Наш нынешний собеседник Айдар Хадиуллин возвращался в профессиональный футбол, после трехлетней работы на юридическом поприще и провел один сезон в составе «Рубина-2».
И сейчас кабинет мирового судьи по Ново-Савиновскому району Казани намекает на любовь хозяина к спорту. Сувенир в виде футбольного мяча, часы, циферблат которых выполнен на фоне футбольного поля, гантели. Увы, но у окна стоят… костыли. И это не «бандитская пуля», как говаривал персонаж советской комедии «Старики-разбойники», это последствия неудачного действия на мини-футбольной площадке.
«ПОПАЛ В ПЕРВЫЙ СОСТАВ ДУБЛЯ «РУБИНА»
— Айдар Ильясович, почему вы не на больничном, а на костылях ходите на работу?
— Много работы. У каждого из судей свой участок ответственности, не хочется перекладывать свои обязанности на коллег. Что касается моей травмы, то ее также можно отнести к разряду «производственных», так как, я получил ее, защищая цвета мини-футбольной команды Верховного суда РТ на традиционном ежегодном турнире «Кубок прокурора Республики Татарстан», куда нашу команду пригласили. В защиту соперников скажу, что это не связано с чьей-то грубостью, просто неудачно упал.
Айдар Хадиуллин (справа) в составе судейской команды «Арторг»
— Надо, наверное, отметить, что в подобных соревнованиях вы являетесь одним из наиболее профессиональных участников, поскольку выступали в футбольном «Рубине», как в дубле, так и во второй его команде. Как случилось знакомство с футболом?
— Как у многих мальчишек советского периода, все началось с соревнований на дворовом уровне, с «Кожаного мяча». Я играл в дворовой команде, а потом в силу некоторых обстоятельств, стал тренироваться в спортклубе «Синтез». Мой папа в прошлом играл в «Рубине», а в 1990 году, на остановке у ДК химиков мы случайно повстречались с тренером детской команды «Синтез» Виктором Владимировичем Ворожейкиным, знакомым моего отца. Взрослые начали общаться, разговор зашел обо мне, договорились, что надо мне прийти на тренировку команды «Синтез». Мне на тот момент было десять лет, начались будни клубного чемпионата Казани, когда в один день на одном стадионе игрались матчи между клубами, начиная с детишек и заканчивая взрослыми коллективами. Впоследствии «Синтез» объединился с «Рубином» и я завершал футбольное обучение уже в качестве футболиста «Рубина». Вместе со мной, кстати, в профессиональный футбол из моего возраста команды «Синтез» перешел Алексей Павлов, с которым мы до настоящего времени дружим, вместе поиграли и в дубле «Рубина» и в его второй команде. С Лешей мы дебютировали во взрослом футболе, когда в 1996 году в Казани впервые была создана дублирующая команда «Рубина» под руководством Алексея Семёнова.
— И кто работал под руководством Алексея Александровича?
— Была часть игроков, которые, так сказать, «спасли» «Рубин» от вылета в третью лигу в сезоне 1994 года — Сергей Ченушкин, Айрат Сабирзянов. В разные годы, проведенные в составе дублирующего состава команды «Рубин», с нами играли Юрий Уткульбаев, Айрат Гайнуллин, от которых многому можно было научиться, как в плане отношения к футболу, так и в быту. Тогда дублирующий состав играл на уровне первенства КФК, коллективов физкультуры.
«НАШИМ ЛИДЕРОМ И КАПИТАНОМ В ДУБЛЕ БЫЛ ЧАПАЙ»
— Вы, 17-летний, не потерялись в том составе, сыграв 21 игру и забив два гола. А кто выступал в роли «дядьки» в том составе? Сейчас, глядя на тот состав я бы назвал в этой роли Рамиля Харисова, который любит «пихать» ошибающимся партнерам.
— Не забывайте, что тогда Рамиль был очень молод, в команде были люди и постарше. То, что в игре кто-то может «напихать», не означает, что и за пределами поля человек ведет себя агрессивно, Рамиль был всегда по-особенному заряжен на каждую игру в положительном смысле этого слова, мог и «напихать» наверно, но по-доброму. Для меня тот коллектив запомнился тем, что «дедовщины» там не было, да и мы, молодежь, уважительно относились к тем, кто чего-то уже достиг на футбольном поприще. Несомненным лидером для меня был Сергей Ченушкин, человек положительный во всех отношениях. И сейчас он остается для меня таковым, многое в команде шло от его личности: капитан команды, лидер на поле, не зря же взялось его прозвище Чапай. Надеюсь, он простит, что я его так назвал, в жизни он удивительно спокойный человек.
— На следующий год многие ваши партнеры по дублю команды «Рубин» отправились в Альметьевск, чтобы поднимать местную команду с уровня КФК до одного из лидеров второй лиги. Вам не поступало предложений о переходе?
— В Альметьевск нет, туда уехал опытный голкипер Виктор Гришин, Рустем Ахметзянов, мои ровесники Леша Корягин, Володя Раков. Задача в повышении ранга там ставилась, видимо, поэтому они и приняли такое решение. Помимо приглашений, надо было высказывать и личное желание к перемене мест. Я ездил на просмотр в «Нефтехимик» и там готовы были меня оставить, но вернулся играть в Казань.
Момент матча
— Вам, как я понимаю, это было не с руки, поскольку началась реальная учеба.
— Да и это было важно. Я поступил на очное обучение юридического факультета КГУ, причем, тем самым, стал первым человеком в семье, который выбрал юридическую стезю. Тогда университет уделял большое внимание развитию баскетбола, помогая спортсменам с учебой на факультете вычислительной математики и кибернетики, поблажки были естественно в виде создания комфортных условий для совмещения тренировочных процессов с учебой. Что касается учебы на нашем факультете, то никаких поблажек в учебе не предоставлялось и это правильно, я считаю, потому, что мы учились не ради «корочки», а для получения знаний и дальнейшей работы по профессии. И многие наши спортсмены, которые играли до меня, в мою бытность студентом, стали впоследствии работать по профессии. И Равиль Ринатович Вахитов, Гумер Сайфиханович Нафиев, которые достигли многого в органах прокуратуры, Рустем Мугинов, который сейчас руководит одним из отделов следственного комитета… Да многих можно называть, это говорит о том, что они находили время совмещать футбол с учебой.
— Зато выпускник юрфака Руслан Мухаметшин играет в премьер-лиге.
— Кстати, Руслана, я в нашей факультетской команде не припомню. Руслан на тот период баскетболу вроде бы время уделял, а уже потом, определился и на футбол переключился, сделал правильный выбор.
— Бывшего футболиста «Рубина» Антона Снегуренко не сразу приняли в факультетской команде физфака, несмотря на футбольное мастерство и карьеру в профессиональной команде. В факультетской команде были некие намеки на дедовщину.
— Без лишней скромности скажу, что мы практически все годы моего обучения в КГУ выигрывали факультетские соревнования. А побед не достигнешь в атмосфере дедовщины, притеснения кого-то из состава. Команда у нас была дружная, причем никакой конфронтации не было и по отношению к другим факультетам, в том числе и потому, что мы с лучшими игроками КГУ защищали честь вуза на студенческих спартакиадах. Я за факультет играл в мини-футбол, а за ВУЗ, в основном, в большой футбол. Хотя, с каждым годом это было делать все сложнее. Развивалась карьера в «Рубине», конкуренция росла. После того, как «Рубин» в 1998 году триумфально вышел в первую лигу, команда усилила свой состав, к нам в дубль начали направлять многих футболистов из основы, которым не хватало игровой практики. Тогда у нас и Андрей Князев, и Рамиль Байрашев, и Андрей Минвалиев, и Алексей Филиппов поиграли. Но лично я сыграл не меньше матчей, чем в дебютный год (21 матч, 2 гола, — ред.), хотя тренерам приходилось искать место для игроков основного состава «Рубина», но как-то они варьировали нас на поле.
«ТРАВМА „СПОСОБСТВОВАЛА“ ТОМУ, ЧТО НАЛЁГ НА УЧЕБУ»
— В свою бытность студентом, я поработал в студенческом отряде проводников, и как-то в моем вагоне возвращалась с игры команда «Водник» из Бора Нижегородской области. А как ездили на игры футболисты дубля «Рубина» тех лет?
— Только на автобусах. В тот же Бор, с кем соперничали по КФК, в Каменку, Можгу, Рузаевку, Сергач, Чапаевск — городам и весям Приволжья. Спасало только, что нам иногда давали комфортабельный автобус, который принадлежал основной команде «Рубин», когда основная команда играла на выезде. Мы выезжали за день до игры. Если бы выезжали в день игры, ни о каком футболе речи быть не могло, плюс еще были сдвоенные выезды, когда мы играли по два матча кряду, с командами-соперницами. Мне эти перемещения давали больше времени для того, чтобы «грызть гранит науки». Потом еще и травма подкараулила, случился разрыв мениска и в двух последующих сезонах я сыграл немного (7 матчей в 1999 году и 9 — в 2001-м, — ред.) Из моей жизни ушли сборы, тренировочный процесс, и переезды, и тогда-то я и переключился полностью на учебу, закончил КГУ. Потом некоторое время работал по специальности, вначале юрисконсультом в «Казметротранс», так вроде бы сейчас называется эта организация, потом трудился юристом в фирме.
Эпизод встречи с «Вайлантом»
— И в 2005 году состоялось возвращение в профессиональный футбол.
— Да, тогда уже «Рубин» освоился в премьер-лиге, а я начал играть за «Рубин-2», которым руководил Владимир Раимович Ежуров, нынешний тренер команды ФНЛ, красноярского «Енисея». Пришлось много дополнительно заниматься, скинуть лишний вес, чтобы быть конкурентоспособным, убедить тренерский штаб дать возможность себя проявить.
— Ежуров на тот момент был пришлым тренером, вряд ли он мог знать футболиста Хадиуллина. Как он взял вас в состав?
— Скажем так, в клубе оставались люди, которые помнили меня по прошлым выступлениям и дали свои рекомендации, чтобы на меня обратил внимание главный тренер. Мне дали шанс, за что я очень благодарен. Я считаю, что шанс нужно давать всем, поскольку отрицательное решение в его предоставлении, может негативно отразиться на судьбе человека, нужно стараться до конца себя реализовать в том или ином направлении, но без «слепого фанатизма», понимая, что есть и предел возможностям.
«СЫГРАЛ ДЕВЯТЬ МАТЧЕЙ, И ПОНЯЛ, ЧТО БЫЛОГО НЕ ВЕРНЕШЬ»
— Вы воспользовались шансом?
— Я сыграл около десяти матчей (8 в чемпионате страны во второй лиге и один на Кубок России, — ред.) и понял, что былого уже не вернешь. Тем более, у меня тогда первый ребенок родился, а в 25 лет пытаться снова стать профессиональным футболистом, колеся по командам, максимум, второй лиги, было не по мне. Да, я знаю, что Руслан Мухаметшин смог заявить о себе и в более позднем возрасте, честь ему за это и хвала, но каждый человек индивидуален. У меня была на руках профессия, я пошел по пути юриспруденции, поступив на работу в прокуратуру Республики Татарстан на должность старшего следователя. Я и раньше хотел работать по этой стезе, будучи студентом, даже стал общественным помощником следователя, меня интересовал этот род деятельности. Но сдерживало то обстоятельство, что в голове зрела мысль о возможном возвращении в футбол. Честно говоря, я рассчитывал стать футболистом, даже, когда добросовестно учился. Но, полученная травма стала, в итоге, шлагбаумом для продолжения спортивной карьеры.
Возвращение в оборону
— В «нулевые» годы казанские футболисты могли продолжить свою спортивную карьеру в мини-футболе. В мини-футбольной команде «Приволжанин» ушел ваш партнер по дублю «Рубина» Ченушкин, в любительском мини поддерживал спортивную форму Руслан Мухаметшин. Вас в «миньку» не приглашали?
— Что касается моих бывших партнеров по «Рубину» Сергея Ченушкина, Айрата Сабирзянова и многих других, то, на мой взгляд, они переходили в мини-футбольную команду, чтобы продолжить спортивные карьеры, попробовать поиграть в мини-футбол, а с их опытом, труда это не представляло. Мы же были помоложе, думаю, что поступи тогда к нам предложение перейти на мини, вряд ли кто-то бы согласился. К тому же в мини-футбол я играл тогда только на уровне факультетских турниров. Да еще выступал за КГУ на памятном первенстве Республики Татарстан, когда турнир проходил в спортзале Сельскохозяйственной академии. Это сейчас, волею судеб, я переключился на мини-футбол, выступая в городских и соревнованиях среди работников тех или иных органов, где проработал. Началось это с моей работы в Прокуратуре Республики Татарстан, до меня в прокуратуре начинали играть в футбол между районными прокуратурами города Казани. Потом, прокурор Республики Татарстан, которым на тот момент был Кафиль Фахразеевич Амиров, поддержал идею одного из ее вдохновителей — Равиля Ринатовича Вахитова по организации турнира среди прокурорских работников на уровне прокуратур не только республики, но и других областей. Это и явилось развитием прокурорского футбола, в итоге первый турнир в Татарстане дал положительный толчок к этому развитию, который в настоящее время не иссяк. Потом, когда был образован следственный комитет, я, как и все следователи прокуратуры, перешли туда на работу, и продолжил свою спортивную карьеру уже там, где также уделялось внимание этому виду спорта. А сейчас влился в команду судей Верховного суда.
— Команда эта с регалиями. Я был свидетелем ее победы на региональном уровне в конце 2013 года, за которой наблюдали и руководители Верховного суда.
— Да, председатель Верховного суда
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 11
Алекно выиграл 10-й матч подряд, Абаев выбрал Казань, Соколов снова MVP. Итоги 20-го тура суперлиги 16
«Не понимаю, что происходит с Хмелевским». Батрак – о «зелёном дерби» 1
63 минуты штрафа, Лукоянов на трибуне и подколы «Ак Барса». Казанцы забрали второе «зелёное дерби» подряд 1
«Белогорье» спаслось с 0:2, Казань сохранила Волкова, «Локомотив» не дождался отдачи от Леала. Итоги 19-го тура суперлиги 19
Алекно выиграл 10-й матч подряд, Абаев выбрал Казань, Соколов снова MVP. Итоги 20-го тура суперлиги 16
Наши за рубежом: Мусэрский и Лукьяненко взяли трофеи, Молотков феерит в Болгарии, Лобызенко – король блока в Греции 11
Мем дня в КХЛ: у игрока «Ак Барса» прямо во время матча выпал телефон из трусов! 5
Помните Дениса Макарова? Ярко начал в «Динамо», а теперь полирует скамейку запасных 4